Участники долгового рынка могут перевести дух. Первый дефолт, которого они ждали на протяжении года, так и не случился: Московский комбинат хлебопродуктов (МКХ) вчера полностью рассчитался по своим облигациям.
Облигации МКХ на 900 млн руб. с ежеквартальным купоном по ставке 25% годовых были выпущены в декабре 2001 г. 2/3 купонных выплат по ним компенсировал столичный бюджет (бумаги выпускались в рамках программы правительства Москвы по развитию фондового рынка), а поручителем по основной сумме долга и 1/3 купона выступил кондитерско-булочный комбинат "Простор". На привлеченные средства предполагалось построить солодовню.
МКХ взбудоражил долговой рынок еще в конце 2002 г., когда, сославшись на технические проблемы, на день задержал выплату купона. Но для участников рынка этого оказалось достаточно, чтобы усомниться в платежеспособности эмитента, а его бумаги причислить к разряду "мусорных". В результате весь прошлый год доходность облигаций МКХ превышала 100% годовых (при том что остальные бонды приносили своим владельцам не более 20% в год). Молчание эмитента, ни разу не заявившего о готовности погасить свои долги, еще больше притягивало цены к земле. Нервы владельцев бумаг раскалились до предела. Масла в огонь подлили и частые замены платежных агентов. За два года обращения выпуск обслуживали Банк Москвы, "Союз" (бывший "Ингосстрах-Союз"), а затем Московский индустриальный банк (МИБ). "Последние бумаги мы продали в начале года, не дожидаясь погашения", - признался "Ведомостям" топ-менеджер крупной управляющей компании, одной из первых купивших облигации комбината.
Вчера МИБ, по словам начальника фондового управления банка Дмитрия Добрина, полностью рассчитался с владельцами облигаций: "Заплатили все, включая купон и сумму основного долга".
По словам Добрина, деньги на счете зарезервировал сам МКХ, не прибегая к помощи своего платежного агента. "Вообще, комбинат кредитуется в МИБе достаточно давно, - признает Добрин, - но сейчас задолженности по кредитным договорам [перед банком у него] нет, есть только обязательства по гарантиям, предоставленным перед департаментом продовольственных ресурсов Москвы". Связаться с гендиректором МКХ Александром Мерко вчера не удалось. По словам его секретаря, он находился в отпуске. "Лицо мы сохранили", - только и смог сказать один из менеджеров комбината. Правда, он признался, что строительство солодовни, на которую привлекались деньги, по-прежнему находится на стадии котлована.
Любопытно, что в успешном погашении злополучных бумаг участники рынка перестали сомневаться еще неделю назад. В прошлую среду - последний день торгов перед "уходом бондов на погашение" - их цена взлетела до 95% от номинала, при том что еще накануне они стоили привычные 55%.
Благополучную развязку эксперты комментируют по-разному. "Прецедента мы не получили, - говорит начальник управления долговых инструментов "Союза" Михаил Автухов. - Зато владельцы [облигаций] не пострадали".
Жаль, считает сотрудник крупного инвестбанка, дефолт мог бы наказать инвесторов, бездумно покупающих что попало. Но начальник отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Артур Аракелян считает, что владельцы бумаг, не питали иллюзий и в случае дефолта никто не оказался бы неожиданно обманутым. А Автухова беспокоит слишком резкий рост котировок в последние два дня: "Это заслуживает разбирательств ФКЦБ, слишком нерыночно все это [выглядит]". "Чисто инсайдерская игра", - не сомневается аналитик банка "Зенит" Анастасия Шамина.
В ФКЦБ вчера не смогли прокомментировать ситуацию с облигациями МКХ.
Первый заместитель гендиректора Восточноевропейской инвестиционной компании (ВИКА) Эдуард Колузанов считает, что бумаги были выпущены вовсе не для развития бизнеса, а с целью заработать на пустом месте - эмитент или близкие к нему структуры прокредитовали сами себя (выпустив и откупив бумаги на рынке), но при этом получили в свое распоряжение 2/3 ставки купона, ежеквартально компенсируемые московским правительством. Погасит МКХ долг или нет, указывает Колузанов, во многом зависело от количества облигаций в свободном обращении. По его оценкам, на рынке обращались бумаги всего на 50 - 100 млн руб. по номиналу. "Если бы их было больше, то дефолт был бы очевиднее", - считает менеджер ВИКА.
Комментарий от Демиткина Вячеслава:
Прошу прощение, что не смог удержаться от соблазна и не прокомментировать данное обстоятельство!
Те, кто внимательно читал и читает мои публикации, помнят или должны вспомнить, как в прошлом году на сайте ПРАЙМ-ТАСС была опубликована статья.
Если коротко, то была рекомендация управляющим фондам купить данные облигации, которые в те времена торговались по "бросовым" ценам, приблизительно 160 % годовых с учетом купонов.
Думаю, что критики той статьи теперь прослезились по настоящему!!!
Жаль что у ПРАЙМ - ТАСС нет архива.
Еще раз прошу прощение за личный комментарий.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 17 марта 2004, 09:38
|