Вчера авиакомпания "Аэрофлот - российские авиалинии" объявила о своих планах на летний период. Как и следовало ожидать, в новом расписании, которое будет действовать с 28 марта по 30 октября этого года, перевозчик значительно расширил географию своих полетов внутри страны.
Еще в феврале этого года "Аэрофлот" заявил о своем намерении выйти в лидеры на рынке внутрироссийских перевозок и увеличить свое присутствие на нем к 2010 году с нынешних 9% до 30-40%. Сейчас по числу пассажиров, перевезенных внутри страны, его опережает "Сибирь". Ради этой цели "Аэрофлот" пошел даже на сокращение количества международных рейсов и фактически свернул свои чартерные программы. Однако, несмотря декларируемые ранее принципы "цивилизованной конкуренции" с региональными перевозчиками, похоже, что завоевание российского рынка "Аэрофлот" будет вести вполне традиционными способами - ценовой конкуренцией и поглощением мелких авиакомпаний.
Как сообщил на прошедшей вчера пресс-конференции заместитель гендиректора "Аэрофлота" Игорь Десятниченко, в летний период авиакомпания будет выполнять полеты в 88 городов 42 стран мира, в том числе в шесть стран СНГ (Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Украина, Узбекистан). Всего с марта по октябрь планируется перевезти 4 млн пассажиров, для чего будут задействованы 72 самолета десяти типов. "Поднят на крыло весь наш флот", - прокомментировал гендиректор авиакомпании Валерий Окулов. Из новых российских направлений в расписании "Аэрофлота" появятся пять городов: Барнаул, Кемерово, Тюмень, Сургут и Красноярск. Характерно, что по крайней мере в трех из заявленных новых пунктов присутствуют свои сильные региональные перевозчики. Красноярск является "родным" городом для четвертого по пассажирообороту российского перевозчика - авиакомпании "КрасЭйр". А Сургут и Тюмень - основные города маршрутной сети пятого по величине перевозчика - UTair. Кроме того, "Аэрофлот" существенно увеличивает количество рейсов на Санкт-Петербург (с 35 до 53), а, как известно, именно этот маршрут обеспечивает более половины прибыли для питерской авиакомпании "Пулково".
Свое летнее расписание представители "Аэрофлота" составляли уже с учетом отмены квотирования на внутренних авиалиниях (дату отмены квотирования Министерство транспорта, еще до реформы правительства, назначило на 1 апреля). Почти на всех маршрутах, на которых до настоящего времени существовали ограничения по количеству полетов (а это, прежде всего Краснодар, Новосибирск, Минеральные Воды, Мурманск, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург), в летнем расписании "Аэрофлот" существенно увеличит количество своих рейсов. Так, в Краснодар вместо 21 рейса в неделю будет выполняться 34, в Екатеринбург - 21 против существующих 12, в Минеральные Воды - 7 вместо 5. Вероятно, считают эксперты, "массированный" выход крупнейшего российского перевозчика в эти регионы приведет к серьезной конкуренции с местными авиакомпаниями. Теоретически решить эту проблему "полюбовно" можно было бы с помощью создания альянсов или подписания код-шеринговых соглашений. Подобную практику, "Аэрофлот" успешно применяет со многими зарубежными перевозчиками. Однако, как пояснил Валерий Окулов, "с российскими авиаперевозчиками код-шеринговые отношения выстраиваются гораздо сложнее, чем с иностранными перевозчиками". Пока единственная авиакомпания-партнер из числа российских - это "дочка" "Аэрофлота", "Аэрофлот-Дон". "С остальными компаниями о картеле говорить не приходится, - подытожил г-н Окулов, - поэтому, конечно, мы будем с ними конкурировать".
Помимо "гибкой ценовой политики", решать вопрос конкуренции на некоторых направлениях "Аэрофлот", вероятно, будет еще одним традиционным для крупного перевозчика способом. Валерий Окулов подтвердил вчера, что компания ведет переговоры с рядом перевозчиков. "Объединение, укрупнение и слияние - это та работа, которую мы ведем, и мы надеемся получить успешные результаты уже в этом году", - сказал он. Из тех проектов, которые "уже стали публичными", Валерий Окулов назвал авиакомпанию "Самара" и "Архангельские авиалинии". Информация о переговорах "Аэрофлота" с самарской авиакомпанией относительно покупки контрольного пакета ее акций появилась в прессе еще две недели назад. Речь шла о том, что подконтрольное менеджменту "Самары" ООО "РАСИП-Партнер" консолидировало 25,09% акций самарской авиакомпании для продажи "Аэрофлоту". Кроме того, "Аэрофлот" собирается выкупить 46%-ный, и, по неофициальным источникам, лоббирует вопрос о включении этого пакета в дополнительный список предприятий, подлежащих приватизации в этом году. Правда, представители "Аэрофлота" долгое время отрицали возможность такой сделки, мотивируя это тем, что "в своей региональной политике "Аэрофлот" придерживается иных механизмов и схем, нежели поглощение-покупка". Если планы "Аэрофлота" относительно "Самары" осуществятся, у него может возникнуть серьезный конфликт интересов с авиакомпанией "КрасЭйр", которая собирается в сотрудничестве с "Самарой" создать в этом городе новый узловой центр. Как пояснили RBC daily в пресс-службе "КрасЭйр", "такое сотрудничество позволит минимум трижды в неделю обеспечить двусторонние авиасвязи 10 городов Тюменского Севера и Сибири". Впрочем, "не дремлют" и основные конкуренты "Аэрофлота" - практически все они также готовятся расширить географию своих полетов в летний период. "По сравнению с летом 2003 года в маршрутной сети появится более 25 новых направлений, а также будет увеличена частотность выполнения рейсов на многих из уже существующих направлений, а география полётов расширится на 20% - всего будет 58 пунктов, в том числе 23 зарубежных"", заявили RBC daily в пресс-службе "Сибири". "Мы увеличиваем частоту выполнения рейсов по ряду направлений, - рассказывают представители "КрасЭйр", - ежедневными стали рейсы из Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Южно-Сахалинска, Иркутска, Братска, Норильска, Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара и Сочи". Однако, полагают аналитики, расширение маршрутной сети - не единственный фактор конкурентной борьбы. Выходя на региональные рынки и начиная позиционную борьбу, "Аэрофлот" на первых порах зачастую "приносит в жертву" саму доходность таких маршрутов. Ведь, несмотря на то что разрыв в доходах от перевозок пассажиров по международным и внутренним линиям в последнее время значительно сократился, полеты за рубеж по-прежнему являются более рентабельными. Преимущество "Аэрофлота", по мнению экспертов, заключается в его гораздо более развитой по сравнению с другими российскими перевозчиками международной сети маршрутов, за счет доходов с которой авиакомпания некоторое время сможет покрывать убытки от некоторых внутренних рейсов.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 25 марта 2004, 14:35
|