"Транснефть" решила досрочно погасить кредиты на общую сумму свыше $500 млн, выданные ей Сбербанком в прошлом году, и договорилась о снижении ставки по ним с более чем 10% до 8%. Эксперты считают новые договоренности супервыгодными для монополии, но из-за отсутствия правительственных директив они не могут вступить в силу.
В 2003 г. "Транснефть" транспортировала около 400 млн т нефти. Государству принадлежит 75% в уставном капитале компании (100% голосующих акций). Выручка "Транснефти" за девять месяцев 2003 г. по IAS составила 83,085 млрд руб., чистая прибыль - 21,248 млрд руб. Балтийская трубопроводная система (БТС) - главный проект "Транснефти" по расширению экспортных мощностей - предназначена для поставок нефти с месторождений Западной Сибири и Тимано-Печорской провинции. Первая очередь БТС мощностью 12 млн т нефти в год была введена в конце 2001 г. Сейчас мощность трубы - 42 млн т, в 2005 г. ее планируется увеличить до 50 млн т, а в будущем - до 62 млн т.
"Транснефть" строит БТС как за счет собственных средств, так и за счет кредитов. В июне прошлого года монополия подписала соглашение со Сбербанком о предоставлении займов на общую сумму до $900 млн. Пока что банк выделил "Транснефти" два кредита на общую сумму 20 млрд руб. Первый из них - на сумму 10 млрд руб. и сроком на пять лет - был привлечен в июне. Причем половину этих денег "Транснефть" взяла в рублях по ставке 10,5% годовых, а половину - в долларах США по ставке Libor + 3,5%. А в октябре Сбербанк открыл монополии трехлетнюю кредитную линию на 10 млрд руб. под 10% годовых в рублях.
Теперь "Транснефти" удалось договориться со Сбербанком об изменении условий этих займов. По словам знакомого с ситуацией госчиновника, монополия решила вернуть рублевую часть обоих кредитов досрочно - в феврале 2006 г., а также договорилась о снижении ставки по обоим кредитам до 8% годовых в рублях с 21 февраля 2004 г. По словам собеседника "Ведомостей", это стало возможным благодаря снижению с 15 января ставки рефинансирования Центробанка с 16% до 14%. Чиновник не говорит, изменились ли условия долларовой части кредитов.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев подтвердил "Ведомостям" эту информацию и отметил, что "договоренность об изменении параметров кредитного соглашения была взаимовыгодной". "Сбербанку нужны такие клиенты, как мы, поэтому они пошли на изменение условий", - говорит Григорьев. Он утверждает, что "Транснефти" было выгодно не только снижение ставки кредитов, но и сокращение сроков кредитования. "Политика компании такова, что мы стараемся сокращать сроки заимствований", - говорит Григорьев. Отдавать займы "Транснефть" планирует полностью из собственных средств. "Нам нормативными актами запрещено брать кредиты для погашения других заимствований, как делают это другие компании. Мы можем занимать только под конкретные проекты", - поясняет вице-президент "Транснефти".
Одобрить новые договоренности между "Транснефтью" и Сбербанком еще должен совет директоров транспортной монополии, но посвященное этому вопросу заочное заседание совета, намеченное на 23 марта, не состоялось из-за отсутствия директив. "Все к этому положительно относятся. Но из-за новой структуры правительства порядок утверждения директив претерпел изменения и пока, к сожалению, не отработан", - говорит чиновник одного из профильных ведомств. В Сбербанке вчера от комментариев отказались.
Аналитики говорят, что изменение условий кредитов - редкий случай в российской банковской практике, и объясняют уступки Сбербанка желанием удержать хорошего клиента. "Подобные прецеденты очень редки, и это, скорее, исключение", - отмечает Наталья Орлова из Альфа-банка. С ней соглашается Александр Кудрин из "Тройки Диалог". "Изменение условий кредитования - нечастый случай. Это невыгодно банку, так как падают доходы от процентных платежей и из-за сокращения сроков кредитов, и из-за снижения ставки", - отмечает эксперт.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 30 марта 2004, 10:27
|