Бельгийская компания Umicore разработала технологию, позволяющую использовать палладий в катализаторах для автомобилей с дизельными двигателями. Ранее этот металл использовался только в катализаторах для машин с бензиновыми двигателями. Благодаря этой новости в пятницу цена на палладий достигла полуторагодового максимума. Наибольший выигрыш от разработки Umicore получит "Норникель", на долю которого приходится более половины мирового рынка палладия.
Бельгийская Umicore занимается переработкой драгметаллов, цинка, меди, а также разработкой и производством продукции и катализаторов на основе этих металлов. Оборот компании в 2003 г. превысил 4,6 млрд евро, EBITDA - 277,1 млн евро. Более 80% акций Umicore торгуется на Брюссельской бирже, 15,7% принадлежит французской энергетической корпорации Suez, еще 2,8% находится на балансе самой Umicore.
ГМК "Норильский никель" - крупнейший в мире производитель никеля и металлов платиновой группы. В 2002 г. выручка "Норникеля" по МСФО от реализации металлов составила $3 млрд, а чистая прибыль - $315 млн. В 2003 г. выручка компании составила $5,21 млрд. По данным Brunswick UBS, на долю ГМК приходится около 55% мирового рынка палладия и 15% рынка платины. 60% акций компании контролируется "Интерросом".
О своем изобретении Umicore сообщила в пятницу. В пресс-релизе компании указывается, что новая технология позволяет вместо дорогой платины использовать более дешевый палладий в системе понижения токсичности выхлопа (катализаторах) легковых автомобилей с дизельными двигателями. Ранее платина могла заменяться палладием только в катализаторах для бензиновых двигателей. Рынок мгновенно отреагировал на эту новость ростом цены на палладий. В пятницу она выросла на 8,6% - с $290 до $315 за тройскую унцию - и достигла 17-месячного максимума. Платина, наоборот, упала в цене на 3,3% - с $917 до $890 за тройскую унцию.
Опрошенные "Ведомостями" аналитики в один голос говорят, что от внедрения новой технологии в первую очередь выиграет "Норильский никель". Доля компании на мировом рынке палладия превышает 50%.
Впрочем, эффект от разработки Umicore скажется на рынке не сразу. Как сообщил "Ведомостям" представитель Umicore Тим Викс, сейчас его компания занимается тестированием новой технологии, а ее использование клиентами начнется не ранее 2005 г. Начальник управления анализа и развития рынков сбыта "Норникеля" Антон Берлин отмечает, что "получение автоконцернами сертификатов на выпуск новых катализаторов может занять от шести до 12 месяцев". К тому же, по его словам, автомобильные концерны неохотно меняют технологию, ведь сертификация требует от них определенных трат. Тем не менее представитель "Норникеля" отмечает, что появление новой технологии станет позитивной новостью не только для производителей палладия, но и для рынка платиноидов в целом. "Возможность применения палладия в катализаторах у автомобилей с дизельными двигателями не только повлечет за собой рост спроса и цены на этот металл, но это еще должно повлиять на снижение цены на платину", - отмечает Берлин. Для самого "Норникеля" это тоже позитивная новость. "Рост потребления палладия и рост цен на него приведут к увеличению выручки "Норникеля", - прогнозирует он.
С тем, что изобретение Umicore поднимет цены на палладий, согласен и аналитик Brunswick UBS Федор Трегубенко. Он напоминает, что весь прошлый год они не превышали $200 за унцию. Поэтому на долю палладия в консолидированной выручке компании в $5,2 млрд в 2003 г., по его оценке, пришлось лишь около 8%. Впрочем, Трегубенко полагает, что стремительного роста ждать не стоит, поскольку покупатели до сих пор не верят в стабильность поставок палладия, а внедрение этой технологии быстро тоже не произойдет. Вячеслав Смольянинов из "НИКойла" полагает, что темпы роста цен на палладий будут сдерживаться и из-за того, что на рынке есть запасы этого металла. Аналитик полагает, что только у "Норникеля" он составляет не менее 1 млн унций.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 5 апреля 2004, 09:58
|