Еще полгода назад казалось, что мантры о природной ренте исполняются лишь для оживления думской предвыборной кампании. Должную степень народного возмущения нефтяными компаниями, жирующими за народный счет, обеспечили - и забыли. Но нет.
Законотворцы еще строчат, вдохновленные президентом Владимиром Путиным на сочинение закона, определяющего размер изъятия природной ренты. А чиновники не дремлют и реализуют ту же идею простым повышением налогов на крупный бизнес, занятый добычей полезных ископаемых. Министр финансов Алексей Кудрин впервые публично объявил, что нефтяным компаниям придется делиться с государством 90% сверхдоходов, чтобы финансировать проведение налоговой реформы и наполнение Стабилизационного фонда.
Но денег на реформу может не хватить. И тогда к группе нефтяников, налогообложение которых уже решено повысить, могут присоединиться и другие отрасли. Например, металлурги, которых чиновники давно уже хотят определить как "добывающие" и повышенно налогообложить.
Поиск бюджетных "доноров"
Уже этим летом правительство должно определиться со сроками завершения налоговой реформы. Как минимум две крупных поблажки дадут чиновники российскому бизнесу: снижение ставок налога на добавленную стоимость (НДС) и Единого социального налога (ЕСН). Но радость бизнесменов обернется потерями для бюджета страны. Снижение ставки ЕСН с 35.6% до 26% будет стоить бюджету 280 млрд. рублей. Примерно столько же потеряют власти, снижая НДС. Первое снижение налога (с 20% до 18%) оценивалось в 150 млрд. рублей, столько же выиграют компании при обещанном снижении ставки с 18% до 16% с 2006 года.
Но финансовая сторона налоговой реформы правительство почти не волнует: стрелочники, которым придется закрывать "дыры" в бюджете, уже выбраны. Ими станут нефтяные компании. Со следующего года правительство снова увеличит для них налоговую нагрузку. Законопроекты, которые Министерство финансов внесло в минувшую пятницу в правительство, увеличивают ставки экспортной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В целом нагрузка вырастет примерно на 30%.
Идеология повышения налогов для добывающих компаний основана на том, что все "сверхдоходы", или прибыль, полученную при благоприятной ситуации на мировых рынках, компании должны безропотно отправлять в государственную казну. По идее правительства все допдоходы от нефти с этого года пойдут в Стабилизационный фонд. Он станет своего рода "страховкой" правительства на случай, если мировая цена на нефть упадет до $15 за баррель, и страна окажется на грани дефолта.
Как заявил в выходные министр финансов Алексей Кудрин, "правительство может и вправе изымать до 90% дополнительных доходов с добывающих отраслей". Впервые столь высокопоставленный чиновник конкретизировал идею изъятия природной ренты, которая активно обсуждалась еще перед выборами в парламент и на эксплуатации которой в Госдуму попала новорожденная партия "Родина". До сих пор лишь некоторые представители бизнеса, например президент и председатель правления ВТБ Андрей Костин (см. Известия от 21 января), упоминали о необходимости увеличить налоговые изъятия из нефтяного сектора.
Экспортные пошлины увеличатся на 25%
Критерием для определения "дополнительного дохода" нефтяников станет мировая цена на российскую нефть. Чем выше она будет - тем большую часть дохода нефтяников заберет себе государство. И наоборот - при резком падении цен на нефть налоги будут взиматься по минимуму.
Сейчас чиновники делят цены на нефть марки Urals на 3 категории. Нефть при средней мировой цене до $15 за баррель облагается экспортной пошлиной по ставке 0%, от $15 до 25 за баррель - 35%, от $25 до 35 за баррель - 45%. В поступивших в правительство поправках Минфина к Закону о таможенном тарифе устанавливается новая шкала. Чиновники Минфина со следующего года предлагают разделить цены на нефть на 4 категории и повысить ставки пошлины. Так, при цене до $15 нулевая ставка сохранится. Нефть по цене от $15 до 20 за баррель будет облагаться 35% пошлины, от $20 до 25 - 45% и от $25 до 35 - 65%. То есть налоговая нагрузка на компании уже со следующего года увеличится на 25%.
Также в пакет поправок входит корректировка ставки НДПИ для сырой нефти. Правительство повышает ставку каждый год - для того, чтобы за счет уровня инфляции налог не оказался меньше. В прошлом году НДПИ за счет нефтяного лобби был увеличен всего лишь на 7 рублей: с 340 до 347 рублей за тонну. В этом году правительство наверстает упущенное сполна: ставка НДПИ будет повышена с 347 до 400 рублей за тонну.
В Минфине не скрывают, что налоги для нефтяников могли бы быть и выше. Так, сначала чиновники хотели увеличить экспортные пошлины до 50% (при цене на нефть от $20 до 25 за баррель) и 70% (при цене от $25 до 35 за баррель). Именно эти ставки позволили бы правительству обеспечить в бюджет дополнительные $3 млрд., которые могли частично покрыть потери бюджета от других налоговых новаций.
Однако после нескольких консультаций с нефтяниками чиновники решили снизить верхнюю планку экспортной пошлины - до 45 и 65% соответственно. По словам источника в Минфине, нынешняя шкала ставок экспортных пошлин на нефть вводилась под давлением нефтяного лобби и "была чересчур льготной". По расчетам Минфина, нефть становится прибыльной уже при цене $10-11 за баррель. И с нефтяников можно было бы брать еще больше, чем запланировано в поправках.
Добыча нефти будет сокращаться
Нефтяные компании отнюдь не в восторге от нововведений, предлагаемых правительством. "Налоговую нагрузку на сырьевой сектор, конечно, можно увеличивать при высоких мировых ценах на нефть, - говорит начальник управления внутреннего аудита "ЮКОСа" Галина Антонова. - Но она должна увеличиваться на 1-2% в год, не больше". По ее словам, сегодня уже 80% прироста цены нефти от $24 за баррель перечисляется в бюджет в виде НДПИ, экспортной пошлины и налога на прибыль.
По мнению аналитиков, усиление налогового бремени на нефтяников вряд ли сильно скажется на прибыльности компаний - все нефтяные компании сегодня рентабельны. Зато нововведения правительства могут сильно изменить структуру нефтяного бизнеса. "Любое ужесточение правил будет выдавливать с рынка высокозатратные компании, - говорит директор департамента консультирования BKG Анастасия Варечкина. - Компании, работающие в менее удачных условиях и вынужденные тратить больше других на разработку месторождения (например, "Татнефть" и "Башнефть". - "Финансовые Известия"), будут вынуждены сокращать, а возможно, даже и прекращать добычу".
В целом, по оценке аналитика "Тройки Диалога" Олега Максимова, при средней цене $29 за баррель (эта цена сохранялась на протяжении I квартала 2004 года) уровень свободных денежных потоков (прибыль за вычетом налогов и инвестиций) из-за налоговых новаций уменьшится с $5 до 3.8 за баррель. По его словам, увеличение ставок налогов в целом будет весьма чувствительным для нефтяных компаний.
Нефтяных "сверхдоходов" правительству не хватит
Участь нефтяников может постигнуть и других крупных налогоплательщиков.
Так, например, не исключено, что поделиться "сверхдоходами" могут попросить и металлургов. Сегодня почти вся продукция, которую металлурги поставляют за границу, освобождена от экспортных пошлин. При этом общая налоговая нагрузка на металлургические компании относительно мала (см. таблицу). По данным Института финансовых исследований, отмена экспортных пошлин, пролоббированная компаниями в 2002 году, совпала с началом роста мировых цен на металлы. Это, в свою очередь, привело к резкому росту рентабельности продаж.
Между тем для государства возврат к системе взимания экспортных пошлин на металлы мог бы стать хорошим источником дополнительного дохода. Еще в 2001-2002 годах, когда ставки экспортных пошлин для металлургической промышленности действовали, их доля составляла от 10 до 16% от всех выплачиваемых компаниями налогов. В среднем каждая металлургическая компания платила от $20 до 30 млн. только за счет экспортной пошлины.
В Минфине возможность возврата к системе экспортных пошлин для металлургов не исключают. Однако считают, что этот вопрос следует решать очень осторожно. Вполне возможно, что чиновники вернутся к вопросу изъятия "сверхдоходов" уже в этом году: даже по приблизительным оценкам Минфина, изъятия в нефтяной отрасли не покроют бюджетного недобора.
Экспортные пошлины по компаниям за 1999-2003 гг., $ млн.
Рейтинг налоговой нагрузки по доле налогов в выручке (в %)
Компания 2003 2002 2001
Сургутнефтегаз 46.3 38.0 38.7
Роснефть 38.1 34.4 31.5
TNK int 37.0 27.5 23.8
"Газпром" 36.8 41.2 43.1
"Татнефть" 33.7 26.2 26.1
ЮКОС 32.7 31.9 30.5
"Норильский никель" 30.8 32.3 37.4
"Сибнефть" 26.6 25.6 21.9
"ЛУКойл" 23.5 25.4 22.1
РАО "ЕЭС России" 16.5 19.3 21.2
"Силовые машины" 14.2 13.8 12.1
НЛМК 14.0 14.0 14.5
ММК 12.0 12.6 13.9
"Северсталь" 11.9 11.1 12.5
"Уралмаш-Ижора" 8.5 9.2 11.9
Источник газета "Финансовые известия"
Вторник, 6 апреля 2004, 11:20
|