Создание на базе ТЭЦ ОАО "Мосэнерго" двух региональных генерирующих компаний нецелесообразно. Такое мнение в беседе с AK&M высказал президент Института энергетической политики, бывший заместитель министра энергетики РФ Владимир Милов. Вопрос о целесообразности создания двух региональных генерирующих компаний планируется рассмотреть на заседании Совета директоров РАО "ЕЭС России" 23 апреля.
Проект реформирования Мосэнерго был утвержден Советом директоров РАО "ЕЭС России" 30 января текущего года. До этого он прошел утверждение правительственной комиссией по реформированию электроэнергетики, которая поручила Совету директоров РАО "ЕЭС России" рассмотреть целесообразность разделения создаваемой на базе Мосэнерго генерирующей компании на две.
Утвержденный проект предполагает, что из Мосэнерго будут выделены 14 компаний. Предполагается, что 40-45% активов Мосэнерго, включая большинство генерирующих активов, остается в ОАО "Мосэнерго - Московская генерирующая компания". Это составляет приблизительно 10.6 тыс. MBт электрической мощности и 34 тыс. Гкал ч тепловой мощности. После реформирования энергетической отрасли ОАО "Мосэнерго - Московская генерирующая компания" может стать самой большой территориальной генерирующей компанией в России. Предполагается участие компании в выработке тепловой и электрической энергии, передаче и продаже тепловой энергии, а также в продаже электроэнергии на оптовом рынке.
Предполагается, что после выделения из ОАО "Мосэнерго" новых компаний генерирующие активы ОАО "ГРЭС-4", ОАО "ГРЭС-5", ОАО "ГРЭС-24" будут интегрированы в оптовые генерирующие компании - ОГК-1, ОГК-5 и ОГК-6 соответственно, а ОАО "Загорская ГаЭС" станет ОГК-10.
План реформирования согласован с правительствами Москвы и Московской области.
Совет директоров планирует рассмотреть этот вопрос также 23 апреля. Первоначально с идеей деления генерирующей компании на две выступал акционер Мосэнерго - "Ренессанс Капитал". Он обосновывал свое предложение тем, что создание одной генерирующей компании на базе ТЭЦ может повредить конкуренции. Между тем, по словам В.Милова, никаких предложений по делению от "Ренессанс Капитала" не поступило. По мнению бывшего замминистра энергетики, одна из проблем состоит в том, что их достаточно трудно равнозначно поделить, и "никто пока не предложил как, и не очень понятно зачем".
"Ставится вопрос об организации конкуренции, однако две крупные компании в одном регионе - это еще не конкуренция, потому что они попробуют договориться", сказал он. Во-вторых, они как ТЭЦ, работающие в режиме вынужденной нагрузки (приоритетная нагрузка по теплу) будут подавать ценопринимающие заявки и диктовать цены не смогут в зимний период, а в летний период большинство ТЭЦ стоит в ремонте. Он предположил, что даже если они станут независимыми друг от друга компаниями, это мало что даст с точки зрения организации конкуренции, добавив, что цены будут определять 4 станции, которые переходят в оптовые генерирующие компании и внешние перетоки в регион, а ТЭЦ Мосэнерго будут ценопринимающими и их влияние на цены минимально, поэтому ничего нельзя сказать с точки зрения ценового диктата.
Причины появления идеи о создании двух региональных генерирующих компаний В.Милов связывает с желанием "кого-то из акционеров, скорее всего Газпрома, которого представляет "Ренессанс, получить контроль над одной из генерирующих компаний, которая создается в процессе реформы Мосэнерго", и недостаточностью акций для конвертации их в контроль над крупной территориальной генерирующей компанией мощностью 10.6 тыс. МВт". Поэтому и было инициировано рассмотрение вопроса о разделении, считает он. "Я думаю, реальная причина в этом, а все аргументы сомнительны, потому что разбить тяжело - равнозначных компаний не получается, во-вторых, не получится реальной конкуренции, а в-третьих, Мосэнерго проходит достаточно сложную реорганизацию - на ее базе создается 14 компаний, и еще дополнительно разбивать одну из них на две генерирующие - где, в частности, необходимо балансировать тепловую нагрузку, это достаточно сложно и непонятно зачем", полагает В.Милов.
Он также отметил, что у него нет ощущений, что "кто-нибудь в Совете директоров РАО будет настроен двигать этот вопрос сильно вперед, поскольку Совет директоров в принципе этот вопрос рассматривал".
Между тем, у инициаторов разделения есть гипотетическая возможность заблокировать принятие первоначально утвержденного проекта реформирования Мосэнерго на собрании акционеров столичной энергокомпании, на котором будет утверждаться план реформы. Для этого понадобится блокирующий пакет акций. В.Милов считает такой ход событий малореалистичным. Например, по его мнению, Правительство Москвы вряд ли поддержит эту идею, потому что им подписало соглашение с Мосэнерго и РАО, где сказано, что генерирующая компания должна быть одна. И Правительство Москвы вряд ли будет нарушать это соглашение, так как "оно выгодно для них - Москва получает контроль в городской электро- и теплосетевой компаниях", резюмирует он.
Уставный капитал Мосэнерго составляет 28267726000 руб. Мосэнерго выпустило 28267726000 обыкновенных акций номиналом 1 руб. Примерно 12% акций Мосэнерго принадлежит компании "Ренессанс Капитал", 4% акций - "Гута-банку" и 8% акций правительству Москвы (3% из которых принадлежит Департаменту имущества Москвы и 5% - "Банку Москвы"). Мажоритарным акционером Мосэнерго является РАО "ЕЭС России", владеющее 50.87% акций компании.
Источник материала Информационное Агентство "АК&М".
Четверг, 8 апреля 2004, 10:26
|