Как выяснилось, "Силовым машинам" интересна лишь энергомашиностроительная часть бизнеса ОМЗ. Все остальные активы компании признаны непрофильными и в течение нескольких лет после объединения ОМЗ и "Силовых машин" будут проданы. Аналитики оценивают их стоимость в $300 млн.
ОМЗ специализируется на производстве оборудования для атомной энергетики, нефтегазовой, горнодобывающей и металлургической отраслей. В ОМЗ также входят ряд судостроительных заводов и конструкторских бюро. Выручка ОМЗ по стандартам US GAAP в первом полугодии 2003 г. составила $215,7 млн, чистая прибыль - $14,1 млн.
В декабре ОМЗ и "Силовые машины" объявили о слиянии. Сделка должна закрыться к концу нынешнего года. По ее условиям возглавлять "ОМЗ - Силовые машины" будет гендиректор "Силовых машин" Евгений Яковлев, а основатель ОМЗ Каха Бендукидзе возглавит совет директоров. Впрочем, оперативное руководство обеими компаниями уже перешло к Яковлеву. В марте он был назначен и. о. гендиректора ОМЗ. А 6 апреля совет директоров компании снял с Яковлева приставку "и. о. ", а Бендукидзе избрал своим председателем. Кроме того, совет одобрил предложенную Яковлевым стратегию развития объединенной компании.
Как рассказал Яковлев "Ведомостям", "ОМЗ - Силовые машины" намерена сфокусироваться на энергомашиностроительном бизнесе и производстве спецсталей. Остальные активы - судостроительный бизнес, производство нефтегазового и горнодобывающего оборудования - будут проданы. Кроме того, после поглощения Scoda Steel на продажу может быть выставлен и бизнес по производству спецсталей.
Все непрофильные активы входят в состав ОМЗ. "Силовые машины" таковыми не владеют, говорит Яковлев. Он затруднился назвать сроки продажи активов. По его словам, они будут определяться в зависимости от "наличия покупателей".
Бендукидзе поясняет, что программа выхода из непрофильных бизнесов может занять до пяти лет. По его словам, часть активов может быть продана напрямую менеджерам компании: "Это касается вспомогательных производств, где ОМЗ-СМ будет заинтересована в поддержании технологической цепочки". Помимо этого рассматривается и возможность spinoff - выделения отдельной компании и продажи ее акционерам, однако это касается только крупных бизнесов.
Аналитики отмечают, что доля активов, именуемых сейчас непрофильными, составляет в выручке ОМЗ более 70%. Но Вячеслав Смольянинов из "НИКойла" отмечает, что сегмент энергомашиностроения приносит компании более трети прибыли. Аналитик ОФГ Елена Сахнова уверена, что "чистка" активов позволит компании сконцентрировать свои ресурсы на наиболее перспективном направлении. Директор Prosperity Capital Management (акционер "Силовых машин") Александр Бранис говорит, что пока сложно прогнозировать, как реструктуризация скажется на привлекательности компании. "Для инвесторов более важен показатель прибыли, а не выручки или объема активов", - указывает он.
Бендукидзе поясняет, что продажа активов будет сопровождаться увеличением присутствия компании в профильном сегменте. По его словам, полученные средства "ОМЗ - Силовые машины" направит на расширение присутствия в энергомашиностроении, в том числе и на покупку новых активов.
Вместе с тем аналитики пока затрудняются указать наиболее очевидных покупателей активов ОМЗ. По мнению Максима Матвеева из Альфа-банка, производством нефтегазового оборудования могут заинтересоваться прежде всего западные компании, которым это приобретение даст существенную часть внутреннего рынка. Он оценивает, что в перспективе стоимость непрофильного бизнеса ОМЗ составит около $300 млн. По словам Смольянинова, в области судостроения пока не видно серьезного игрока, сопоставимого по масштабам с ОМЗ. Филипп Ильин-Адаев, руководитель пресс-службы Межпромбанка (совладелец питерской "Северной верфи"), говорит, что, если ОМЗ выставит приемлемую цену, некоторые судостроительные активы могли бы заинтересовать банк.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 9 апреля 2004, 10:01
|