Переговоры премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского в Москве, начавшиеся в этот вторник не обещают быть легкими. Ведь отвести "прицел газовой трубы", как образно выразился выступая перед парламентом Белоруссии Александр Лукашенко, задача более серьезная, нежели подписание деклараций о создании Союзного государства и клятвы в вечной дружбе с Россией.
Ежегодная потребность Белоруссии в газе, по подсчетам специалистов, превышает 16,5 млрд. кубометров. Причем, до Нового года более половины из них, 10,2 млрд. кубометров поставлял российский газовый монополист "Газпром". Остальное приходилось на независимых поставщиков, использовавших для этого трубопроводы, предоставляемые тем же самым "Газпромом". И уже после 1 января концерн отказался поставлять свой газ в Белоруссию до тех пор, пока не будет точно определена его цена.
Напомним, еще в 2002 году президенты двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились, что Белоруссия будет покупать российский газ по рыночной цене, а Россия будет платить за транзит голубого топлива в Европу через территорию этой страны цену не менее рыночную. Однако, переговоры до сих пор в тупике.
Если отбросить политическую составляющую, то одна из проблем в том, что определить рыночную цену в отношении соседнего государства не возможно. По той причине, что в Белоруссии рынка газа нет, а Россия является на нем монополистом. Между тем, рыночная цена определяется не только соотношением спроса и предложения, но и уровнем конкуренции. Без последнего условия цена на товар или услугу называется монопольной. И эту монополию в отношении Белоруссии создает сам "Газпром". Не так давно зампред концерна Александр Рязанов прямо сообщил журналистам, что "Газпром" внимательно следит за тем, как независимый поставщик "ТрансНафта" формирует поставки для Белоруссии". Соответственно, и цена газа, поставляемого Россией в Белоруссию должна в официальных документах называться не рыночной, а договорной.
В прошлом году премьер-министр России Михаил Касьянов подписал распоряжение, согласно которому с 1 января 2004 года утрачивал силу пункт 2 распоряжения правительства за номером 927р. Согласно ему, газ в Белоруссию поставлялся по цене пятого пояса России. То есть за ту же сумму, что покупают газ у "Газпрома" предприятия Смоленской области. На сегодня она составляет 37 долларов за кубометр. В том же самом распоряжении Касьянова "Газпрому" предписывалось, чтобы он устанавливал цену для Белоруссии "в соответствии с международными ценами на газ".
Но проблема в том, что и таковых в мире не существует. По той простой причине, что газ - товар не биржевой. Это признает и глава "Газпрома" Алексей Миллер. "Газового ОПЕК быть не может, так как газ не является биржевым товаром в отличие от нефти", - заявил он журналистам еще 21 ноября 2001 года. Кстати, со странами Евросоюза Россия торгует газом по разным ценам. Соответственно, и говорить о поставках газа в ту или иную страну по международным ценам, а тем более записывать это в официальный правительственный документ - это оставлять возможность обеим сторонам торговаться по этому поводу сколько душе угодно.
Однако, рано или поздно к единому знаменателю приходить придется. И к этому подталкивает не только неопределенность в двусторонних отношениях, перманентно переходящая в острый конфликт. Уже выдвинуты дополнительные требования к России со стороны Европейского союза на переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО). На последнем заседании Рабочей группы в Женеве наши партнеры прямо потребовали обосновать, почему в Белоруссию газ поставляется дешевле, чем в страны ЕС. Российская делегация выдвинула аргумент, который можно перессказать в двух словах следующим образом: платежеспособный спрос в Белоруссии намного ниже, чем в той же Германии.
Интересно то, что монополистом по отношению к России является и Белоруссия. Ведь через систему трубопроводов этой страны обеспечивается более 70% экспорта российского газа. При этом любые попытки сделать транзитные ставки рыночными бьют уже по российскому монополисту. И тот же самый аргумент, но теперь уже в адрес России выдвигает белорусская сторона на переговорах с руководством "Газпрома". На что получает достаточно обидный ответ, формулировка которого основана как раз на утверждении о том, что существуют мировые цены на газ. Смысл его в том, что, поставляя в последние несколько лет в Белоруссию газ по цене ниже рыночной, российский газовый монополист субсидировал экономику соседнего государства более, чем на 2 млрд. долларов.
Таким образом, получается, что хотя президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко и заявили о необходимости перехода на рыночные цены во взаимной торговли, на деле, применительно к проблеме газа в Белоруссию осуществить этот принцип просто не представляется возможным. Во всяком случае, если Россия еще может создать конкурентную среду для транспортировки газа в ЕС путем строительства новых веток газопровода по территории Украины и по дну Балтийского моря, то Белоруссия такой возможности лишена. Альтернативы поставкам газа из России у нее нет. Ведь те же независимые поставщики все равно используют трубопроводы, принадлежащие "Газпрому". А если так, то и договариваться о цене поставок газа в Белоруссию надо, ориентируясь не на мифические мировые цены, а на реальное соотношение спроса и предложения на голубое топливо в этой стране.
Все это впрочем, имеет смысл, если вести речь только об экономической стороне дела.
Источник сообщения "Россия - государственный интернет-канал"
Среда, 21 апреля 2004, 11:41
|