Власти Голландии прониклись сочувствием к "маленьким лошадкам, везущим кокаин". Светлый образ четвероногого трудяги-наркокурьера из известной в России песни г-на Борзова, видимо, произвел столь глубокое впечатление на министра юстиции Страны тюльпанов, что он решил войти в положение курьеров двуногих.
Согласно вердикту верховного "хранителя законов", отныне провоз в страну или транзит через ее аэропорты груза кокаина весом менее 3 кг не трактуется как преступление. Отныне это лишь небольшое административное правонарушение, вся ответственность за которое - конфискация груза. Курьер же может спокойно следовать далее, памятуя лишь о том, что его имя внесено в "черный список".
Если бы известие о таком новшестве не опубликовал вполне солидный парижский еженедельник Le Point, все это можно было бы счесть запоздалой первоапрельской шуткой. Какой бы либеральной страной исторически ни была Голландия и что бы она ни доказывала по поводу "своих чисто внутренних дел", в данном случае, на фоне общемировой и общеевропейской борьбы с распространением наркотиков, подобное решение было бы ударом в спину правоохранительным органам других государств, не говоря уже о здоровье и жизни многих потребителей так называемой "дури".
Однако, похоже, дело обстоит весьма серьезно. Парижские журналисты выяснили, что голландский Минюст решил, по сути, "махнуть рукой" на наркотрафик после результатов длившейся четыре месяца тотальной проверки багажа пассажиров, прибывающих в аэропорт Скипхол из Латинской Америки. После того как по результатам проверок 700 "маленьких лошадок" были приведены в стойла голландских тюрем, Минюст не выдержал. "Если после каждого контроля арестовывать всех курьеров, через месяц наши тюрьмы будут переполнены", - заявил представитель ведомства.
Эта инициатива между тем не была согласована с органами ЕС, и теперь благодаря шенгенской прозрачности объединенная Европа может получить обострение старой проблемы. А экономический термин "голландская болезнь" - получить новую трактовку.
"Либерализм" голландцев по отношению к наркотикам был известен давно, даже еще до 1976 г., когда в Нидерландах был принят первый закон о разрешении частного хранения ограниченной дозы марихуаны и гашиша. Открытие легальных наркокафе и последовавший расцвет полулегального частного выращивания конопли и производства синтетических наркотиков (экстази, амфетамина) повлекли за собой как вал "наркопаломничества" в Страну тюльпанов, так и вал экспорта "дури" в другие государства. Подавляющее большинство "синтетики", конфискуемой во Франции, Германии или Британии, имеет голландское происхождение. Формально в Нидерландах соответствующие производства "на продажу" были запрещены, однако на деле благодаря либерализму местных законов (наказание за подобную деятельность гораздо мягче, нежели в той же Британии) наркопроизводство и торговля стали важнейшим фактором теневой, да и не только теневой экономики страны. Помимо формального плюса страна получила и громадные минусы в виде роста расходов на здравоохранение и охрану общественного порядка. И так Голландия испытывает значительные социальные трудности, замешанные во многом на национально-расовых противоречиях, а тут еще наркокриминал. Тюрьмы Нидерландов, и так заполненные на 40% наркодельцами (пребывающими там, впрочем, в довольно комфортных условиях), действительно не резиновые, тем более что строительства новых казематов не предвидится, а тут еще почти всю "Схевенинген" пришлось отдать на "поселение" югославам - жертвам Гаагского трибунала. Примечательно, что и раньше за провоз мелких доз кокаина (в основном с Антильских островов и из Суринама) отсидка курьерам грозила редко: таможенная полиция стремилась решить вопрос "по-быстрому и по-хорошему". Но чтобы вполне официально устанавливать "барьер ответственности" в 3 кг (барьер достаточно высокий, и в денежном эквиваленте тоже - примерно 240 тыс. евро) - это похоже на скандал. Представитель Еврокомиссии, правда, пока только выразил сожаление, что Голландия не предупредила этот орган о готовящемся решении. Однако министры внутренних дел стран ЕС, разрабатывающие стратегию "единого антинаркотического фронта", вряд ли останутся в стороне.
Тем более что кокаин, которому голландские власти теперь фактически "прорубили окно в Европу", не относится к пресловутой "легкой группе", которую как противоядие от "тяжелого зелья" пропагандировали в Нидерландах, а теперь пытаются пропагандировать в Дании и некоторых других странах. Зато кокаиновые бароны, и не только бывших и нынешних голландских колоний, но и Колумбии, наверняка довольны. Властям "страны тюльпанов" остается лишь проявить "либерализм" не только к пассажирам из Южной Америки, но к азиатам и представителям прочих стран на пути "афганского" наркопотока. Объемы производства опиума и героина в Афганистане постоянно растут, а Голландия, которую и в этом смысле рассматривают как крупнейший перевалочный пункт, еще ставит тут какие-то препоны, мешая развитию экономики бедного азиатского государства и в общем-то проявляя расизм: почему это голландцам и суринамцам можно возить зелье, а афганцам, таджикам и т.д. нет? Нехорошо, неполиткорректно. Возможно, Министерство юстиции одумается.
Если, конечно, думать в другом направлении голландцев не заставят менее продвинутые страны.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Пятница, 23 апреля 2004, 17:25
|