"АвтоВАЗ" по итогам 2003 г. выплатит самые большие в своей истории дивиденды - свыше 630 млн руб., или около 14% чистой прибыли, рассчитанной по российским стандартам бухучета. Аналитики объясняют щедрость "АвтоВАЗа" не только семикратным увеличением прибыли, но и желанием помириться с миноритарными акционерами, добивающимися возвращения в устав завода пункта о порядке определения размера дивидендов по привилегированным акциям.
Уставный капитал "АвтоВАЗа" составляет 16,06 млрд руб. и разбит на 27,19 млн обыкновенных и 4,9 млн привилегированных акций номиналом 500 руб. По данным инвесткомпании "Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия. Около 13% акций "АвтоВАЗа" обращается на биржах и менее 1% конвертировано в GDR, около 2% принадлежат РФФИ. В 2003 г. завод выпустил 699 889 автомобилей против 703 000 годом ранее. Чистая прибыль по РСБУ в 2003 г. составила 4,65 млрд руб. против 700 млн руб. в 2002 г.
В минувшую пятницу совет директоров "АвтоВАЗа" рекомендовал годовому собранию акционеров, которое состоится 29 мая, утвердить дивиденды за прошлый год в размере 631,55 млн руб. - почти 14% от чистой прибыли по РСБУ. Дивиденды по привилегированным акциям по сравнению с 2002 г. увеличатся в 5,5 раз до 95 руб. на акцию. Выплаты владельцам "префов" составят 465 млн руб., или ровно 10% от чистой прибыли "АвтоВАЗа". Дивиденды по обыкновенным акциям вырастут на 20% до 6 руб.
До сих пор "АвтоВАЗ" лишь дважды платил дивиденды. По итогам 2001 г. при чистой прибыли в 2,3 млрд руб. "АвтоВАЗ" выплатил владельцам привилегированных акций 234,6 млн руб. (47,6 руб. на акцию). А по итогам 2002 г. завод впервые порадовал и владельцев обыкновенных акций, выплатив им по 5 руб. на акцию и еще по 17 руб. на привилегированную акцию.
Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает, что щедрость "АвтоВАЗа" связана не только с почти семикратным ростом прибыли, но и с желанием успокоить своих воинственных миноритариев. Они уже в течение двух лет судятся с "АвтоВАЗом", требуя возврата в устав предприятия пункта о порядке определения размера дивидендов по "префам". Раньше завод гарантировал выплату дивидендов по привилегированным акциям в размере 10% от чистой прибыли. Но в 2002 г. на собрании акционеров этот пункт был вычеркнут из устава завода. В ответ владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 000 акций) подали иски в суд с требованием признать это решение недействительным. Цобенко выиграл уже две инстанции, а HQ Fonder Sverige пока добился победы в суде первой инстанции. А в начале марта на несоответствие устава "АвтоВАЗа" закону "Об акционерных обществах" указала и ФКЦБ.
Представитель "АвтоВАЗа" отказался сообщить "Ведомостям", будет ли на собрании рассматриваться вопрос о включении в устав общества пункта об определении размера дивидендов по привилегированным акциям. По его словам, "вопрос о внесении изменений в устав в повестке дня есть". Он говорит, что суть поправок будет раскрыта лишь 7 мая в материалах к годовому собранию на сайте компании. Зато источник в компании утверждает, что этот вопрос на годовое собрание совет директоров выносить не собирался.
Впрочем, повторения прошлогоднего сценария, когда миноритариям удалось добиться в суде запрета на голосование по вопросу о выплате дивидендов, видимо, не будет. "Мои клиенты заинтересованы в получении дивидендов, - отмечает адвокат миноритариев Валерий Шумилин. - А если автоконцерн, несмотря на ранее принятые судебные решения, так и не внесет изменения в устав, мы сможем обжаловать их бездействие в суде". "Я доволен таким решением совета директоров. Но убежден, что, если бы мы не боролись за свои права, такие дивиденды компания не заплатила бы", - заявил "Ведомостям" Цобенко. "Как только этот вопрос закроется, таких дивидендов, может, и не будет", - соглашается Вячеслав Смольянинов из "НИКойла".
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 26 апреля 2004, 10:25
|