В понедельник авторитетная британская деловая газета The Financial Times вышла со статьей, где утверждается, что французская нефтяная компания "Total" получила предварительное одобрение Кремля на покупку 25% акций "Сибнефти". Если информация подтвердится, то для чукотского губернатора Романа Абрамовича это станет своеобразной индульгенцией, а для "Юкоса" - шансом на сохранение. Но все это не относится к руководителям группы "МЕНАТЕП".
Следует сразу оговориться, что данную ситуацию, которую описывает британская газета, лучше сразу рассматривать в гипотетическом ключе. Во-первых, потому, что эту утечку информации вполне могли бы организовать и сами акционеры "Сибнефти" с тем, что бы "прощупать" реакцию властей или, возможно, надавить на акционеров "Юкоса" с целью ускорить "развод". А во-вторых, владельцы крупных компаний часто ведут переговоры о продаже пакетов своих акций, причем сразу с несколькими партнерами. Переговоры эти могут тянуться годами, и результаты бывают непредсказуемым. Например, незадолго до слияния "Юкоса" и "Сибнефти" представители Юкоса говорили, что вели переговоры с американской ExxonMobil, и в курсе этих переговоров был даже президент Владимир Путин, который и вроде бы не возражал против этой сделки. Однако, в последствии неожиданно было заявлено об объединение двух российских нефтяных компаний.
Кроме того, продажа "Сибнефти" иностранной компании в любом случае дело не близкого будущего. Очевидно, что сделка не может быть совершена до тех пор, пока "Юкос" и "Сибнефть" официально не оформят раздел.
Пока же "Юкос" формально считается владельцем "Сибнефти", и в руках Романа Абрамовича находится 26% акций объединенной компании. Хотя реальный контроль за "Сибнефтью" сохраняет Абрамович. Однако, большинство континентальных европейских компаний отличаются крайней щепетильностью в юридических вопросах и можно уверенно прогнозировать, что если здесь будут хоть какие-нибудь темные пятна, то на сделку они не пойдут. С другой стороны, компании этого типа менее агрессивны и могут действительно удовлетвориться блокирующим пакетом акций, а не полным контролем. С этой точки зрения они, безусловно, более выгодны Кремлю. Американские и английские структуры, напротив, стараются приобрести или контрольный пакет, или по крайней мере, согласны на паритет (как это произошло в случае покупки BP российской ТНК в прошлом году). Возможно, у американских "ChevronTexaco" и "ExxonMobil" поэтому и не получились переговоры с Абрамовичем, поскольку они хотели приобрести больший пакет акций. По этой же причине можно поверить, в том, что вашингтонская администрация раздражена таким ходом событий.
С другой стороны, если американцы действительно рассматривали покупку российских компаний как альтернативу ближневосточной нефти, то блокирующий пакет им действительно был ни к чему. Им нужен был только полный контроль. Не исключено, впрочем, что блокирующий пакет - это только первый лот в продаже. Если Роман Абрамович решил избавиться от российских активов, то он будет продавать и другую половину.
Если же российские власти действительно дали разрешение на продажу "Сибнефти" французам, а Абрамович хочет ее продать, то это неизбежно потянет за собой определенную цепь событий. Реализация плана продаж предполагает ускорение развода с "Юкосом", а для этого нужно урегулирование взаимоотношения между компаниями. Пока, напомним, активы "Юкоса" находятся под арестом, и ему запрещено проводить с ними операции. В случае развода "Юкос" получит обратно свои три миллиарда долларов, выплатит налоговикам вмененные ему 99 миллиарда рублей недоимки (если суд решит, что он обязан вернуть их бюджету) и станет свободным, если, разумеется, не считать потерянного времени, денег и урона капитализации. Что будет с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым - это совсем другой вопрос, но в данном случае им предоставляется шанс хотя бы спасти свою компанию, если они не будут препятствовать разводу.
Источник сообщения "Россия - государственный интернет-канал"
Понедельник, 26 апреля 2004, 16:23
|