Для "Юкоса" прозвучал еще один тревожный звонок: в понедельник вечером банки предупредили нефтяную компанию о возможности дефолта по синдицированному предэкспортному кредиту на 1 млрд. долларов. Финансовый директор "Юкоса" Борис Мизамор объяснил тревогу кредиторов действиями налоговиков по взысканию почти 3,5 млрд. долларов и снижением международного кредитного рейтинга компании. Тем не менее у банков-кредиторов есть право ограничить операции по экспорту и потребовать досрочного погашения займа. Таким образом, отвергать перспективу банкротства компании было бы неправильным. Тем более, что российское законодательство дает возможность сделать это без особых проблем.
Российская нормативная база о банкротстве, как признают эксперты, все еще не отличается цивилизованностью. И дело тут не в недавно принятом законе о несостоятельности. Последний, как признают эксперты, как раз достаточно разумен. Однако, помимо федеральных законов существуют еще другие нормативные документы. Как то: постановления правительства и инструкции Федерального агентства по делам о несостоятельности, которые позволяют сегодня признать банкротом практически любое предприятие и фирму.
Прежде всего речь идет о принятом еще 12 августа 1994 года распоряжении Федерального управления по делам о несостоятельности за номером 31-Р. Распоряжение действует до сих пор, оно называется: "Об утверждении методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса".
Это постановление вводит два достаточно жестких коэффициента, несоблюдение хотя бы одного из которых автоматически должно вести к возбуждению дела о несостоятельности предприятия. Так, коэффициент текущей ликвидности не должен быть ниже 2. А коэффициент обеспеченности собственными средствами - менее 0,1.
Коэффициент текущей ликвидности - отношение общих текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Этот коэффициент используется для определения платежеспособности предприятия. Нормальным считается значение коэффициента от 1.5.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.
"В России практически нет хозяйствующих субъектов, коэффициент текущей ликвидности которых соответствовал бы значению, зафиксированному в этом нормативном акте. Более того, и в мире вы не много найдете таких предприятий", - пояснил Стране.Ru источник в российском правительстве. И по его словам, ничего предосудительного здесь нет. Хотя бы потому, что инвестирование в производство за счет собственных средств всегда обходится дороже, нежели за счет привлечения сторонних кредиторов и инвесторов.
Интересно, что коэффициент текущей ликвидности ниже цифры 2 имеют в России практически все нефтяные компаний, металлургические предприятия и, даже, телекоммуникационные компании. Однако, дела о их банкротстве не возбуждаются автоматически, как требует это печально знаменитое распоряжение за номером 31-Р. И одной из немногих компаний, которая до сих пор выдерживала этот довольно жесткий норматив, был "Юкос".
По официальным данным, по итогам трех кварталов прошлого года компания имела выручку от основной деятельности в размере 4,476 млрд. долларов, а с учетом прочих доходов - 12,199 млрд. долларов. Только чистая прибыль за тот же период составила 3,546 млрд. долларов. Однако, в чистоте последней как раз и появились сомнения после иска налоговой инспекции на общую сумму почти в 3,5 млрд. долл. Не трудно заметить, что сумма исковых требований государства к "Юкосу" фактически равна сумме чистой прибыли за девять месяцев прошлого года. И если они будут удовлетворены, показатели текущей ликвидности компании и ее платежеспособность упадут на значительную величину. Тем более, если и синдикат банков приведет свою угрозу в исполнение и объявит дефолт по кредиту.
Именно судебные претензии налоговиков стали причиной снижения кредитного рейтинга "Юкоса" рейтинговыми агентствами Moody's и Standart&Poors. Между тем, высокие кредитные рейтинги они присваивают при коэффициенте текущей ликвидности выше 1,5. И этот их шаг означает, что аналитики двух агентств уверены, что оный не дотянет даже до этой цифры.
Уже известно, что за девять месяцев прошлого года капитальные вложения компании составили 1 млрд. 243 млн. долларов, а ее долгосрочная и текущая задолженность увеличилась на 1,627 млрд. долларов. А основные средства - станки, оборудование - как раз являются наименее ликвидной частью имущества. Открытые источники, к сожалению, не дают более полной информации. Например, не известно, какова общая сумма текущей задолженности "Юкоса", в том числе перед собственными акционерами. Однако, даже эти цифры внимательному аналитику могут сказать о многом. Тем более, если к этим показателям пассива добавить те 3,5 млрд. долларов, которые сейчас требуют у компании налоговые органы.
Даже такой беглый анализ может подвести к мысли, что история вокруг "Юкоса" движется именно в направлении банкротства. Даже если компания отдаст государству требуемые деньги. Проблема в том, что такая операция приведет к формальному несоответствию коэффициентов ликвидности нефтяной компании распоряжению органов по банкротству от 1994 года за номером 31-Р. И процедура "финансового оздоровления" Юкоса, со всеми вытекающими последствиями может быть запущена после удовлетворения иска налоговых органов.
Именно этим, собственно, и объясняется наложение ареста на акции компании и отчаянные попытки со стороны акционеров оспорить это решение арбитражного суда. Однако, сценарий может и измениться. Завершение сделки по разделу с "Сибнефтью" вернет компании не менее 3 млрд. долларов. Надежду на это, как уже писала Страна.Ru, дает слух о возможной продаже четверти пакета акций "Сибнефти" французской Total, что повлечет за собой ускорение развода.
Источник сообщения "Россия - государственный интернет-канал"
Вторник, 27 апреля 2004, 12:42
|