Экономисты инвестиционных банков полагают, что в апреле замедление экономического роста продолжится, однако годовые показатели будут лучше, чем предполагалось. Если развитие экономики не будет нарушено внешними шоками и трениями между бизнесом и властью, результаты года окажутся почти на уровне достаточно удачных прошлогодних.
По мнению банковских экономистов, участвующих в консенсус-опросе "Ведомостей", выявившееся в I квартале замедление экономики продолжится и в апреле (см. таблицу). Начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов отмечает, что это вызвано негативным эффектом базы: год назад экономический рост ускорился как раз в марте. Майские годовые показатели по этой же причине могут выглядеть еще слабее, считает Сергей Захаров из "Церих Кэпитал Менеджмент".
Впрочем, на снижении темпов экономического роста может сказаться рост промышленных цен и ослабление номинального курса рубля. Из-за этого летнее замедление потребительской инфляции может оказаться меньшим, чем обычно, а дополнительное давление на цены может создать апрельское повышение тарифов МПС и цен на бензин, говорит начальник информационно-аналитической службы ММВБ Олег Кузнецов.
Апрельский разворот тренда на валютном рынке, напоминает Николай Кащеев из банка "Траст", был вызван тем, что экономические власти "обвинили во всех бедах российской экономики [слишком быстро растущий] реальный курс рубля". В этом контексте заявление ЦБ о возможном управлении курсом рубля на базе корзины из двух валют - доллара и евро - было воспринято как намек на желание ослабить рубль. Это привело к росту спроса на валюту, сжатию рублевой ликвидности и росту процентных ставок на рынке межбанковского кредитования, говорит экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Однако именно эти факторы ведут к "свертыванию инвестиционного процесса и замедлению роста внутреннего спроса", напоминает Кащеев. Впрочем, ослабление рубля выгодно увеличивает доходы экспортеров, пока нефть и металлы продолжают дорожать, уверена Орлова.
Кащеев опасается, что дополнительный толчок для удорожания кредитов реальному сектору в России может дать ожидаемое повышение процентной ставки ФРС США. Пока же компании торопятся привлечь заемные средства. В апреле объем размещенных корпоративных облигаций вырос примерно вдвое против мартовского уровня - до 25 млрд руб.
Годовые результаты экономики вызывают у участников опроса меньше тревоги. Если в январе они ожидали, что нефть Urals в среднем по году будет стоить $25,3/барр., то сейчас прогноз повысился на 10%. Соответственно, улучшились и остальные показатели: прогноз роста ВВП и промпроизводства увеличен на 0,8 процентных пункта, инвестиций - на 1,3 п. п., торгового оборота - на 1,2 п. п., реальных доходов населения - на 1,8 п. п.
Годовые темпы роста останутся примерно на уровне прошлогодних, если только им не помешают "внешние шоки и трения между экономическими агентами, включая власть", - замечает главный экономист "Тройки Диалог " Евгений Гавриленков. При этом, добавляет начальник аналитического отдела Raiffeisenbank Елена Романова, "ожидания инвесторов и игроков рынка падают - они стали обращать больше внимания на российские политические риски и возможность пересмотра итогов приватизации". Впрочем, если до конца года Россия получит инвестиционный рейтинг от Standard & Poor's или Fitch, то "все расцветет пуще прежнего и будет выглядеть еще оптимистичнее", полагает экономист ING Bank Юлия Цепляева.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 30 апреля 2004, 17:43
|