Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в недавно опубликованном докладе сообщает, что дальнейший рост производства и экспорта российской нефтяной отрасли, а также потребительского спроса позволит экономике РФ продолжить в 2004 году достаточно быстрый рост, однако для его поддержания властям придется решить целый ряд задач.
К этим задачам ОЭСР относит достижение баланса между двумя противоречивыми целями текущей денежно кредитной политики, когда на фоне мощного притока в РФ экспортной выручки денежные власти, с одной стороны, борются за сдерживание инфляции, а с другой - пытаются сгладить укрепление курса российского рубля.
ОЭСР также считает необходимыми быстрые решения о формах и сроках проведения реформ в газовой отрасли, сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также той части административной реформы, которая направлена на достижение прозрачности деятельности чиновников и борьбу с коррупцией. ОЭСР советует российским чиновникам не увлекаться снижением налоговой нагрузки в ущерб профициту бюджета, который обеспечен при сложившемся уровне цен на нефть. В конце марта вице-премьер правительства РФ Александр Жуков заявил, что новое российское правительство впервые за последние несколько лет готово в 2005 году отказаться от формирования федерального бюджета с профицитом ради более агрессивного снижения налогового бремени, которое должно способствовать оживлению экономической активности ОЭСР оценивает рост ВВП РФ в 2004 году в 7.0%, что выше официального прогноза Минэкономразвития РФ в 6.4%, но сходно с оптимистичным прогнозом этого ведомства. ОЭСР полагает, что затем рост начтет замедляться и составит в 2005 году 5.8%. МЭРТ оценивает этот показатель на уровне 6.2%.
По оценке МВФ, ВВП РФ в 2004 году прогнозируется на уровне 6.0%, в 2005 году - 5.3%. В 2003 году российская экономика, по официальным данным, выросла на 7.3%. Ранее российские власти говорили, что для достижения задачи удвоения ВВП с 2000 по 2010 год России необходим ежегодный рост экономики на уровне 7.2%, реализация всех намеченных правительством РФ структурных реформ и высокие цены на нефть.
РФ МОЖЕТ ПОЙТИ НА БОЛЬШЕЕ УКРЕПЛЕНИЕ РУБЛЯ
ОЭСР считает, что РФ сложно будет и в дальнейшем балансировать между двумя противоречивыми задачами денежно-кредитной политики, что должно заставить монетарные власти изменить политику. "Продолжающееся давление на обменный курс (рубля) возможно заставит власти согласиться на более быстрое укрепление реального и номинального курса рубля для того, чтобы удержать инфляцию на траектории снижения", - говорится в докладе.
По данным Центробанка, за первый квартал этого года укрепление рубля к корзине валют составило 4.7%. Это заставляет многих аналитиков сомневаться в прогнозе Центробанка на 2004 год, согласно которому рост реального эффективного курса рубля не должен превысить в 2004 году семь процентов. Сильный платежный баланс и резкое сокращение оттока частного капитала из России привели в 2003 году к усилению давления на обменный курс рубля. ОЭСР считает, что при отсутствии адекватных инструментов для масштабной стерилизации впечатляющего притока иностранной валюты РФ достигла в 2003 году сокращения инфляции до 12% с 15% в 2002 году во многом за счет резкого замедления роста тарифов, регулируемых государством, накануне выборов.
Поскольку власти продолжают демонстрировать приверженность политике сдерживания укрепления реального курса рубля, Центральный Банк РФ вынужден покупать еще больше иностранной валюты. Экономисты ОЭСР также считает, что российские власти не должны подвергнуться соблазну согласиться на скромный дефицит бюджета в будущем ради ускорения налоговой реформы. "Министерство финансов уже обозначило, что в этом году профицит бюджета опять будет большим, чем планировалось. Однако существует растущее давление, направленное на то, чтобы ослабить налоговую нагрузку и даже принять скромный бюджетный дефицит в интересах усиления налоговой реформы. Этот соблазн должен быть преодолен", - говорится в докладе. Правительство РФ в течение последних четырех лет добивалось исполнения бюджета с профицитом, который составлял около 1.5% ВВП (в 2001 году - 3.0% ВВП). В 2004 году профицит запланирован на уровне 0.5% ВВП, однако Минфин ожидает, что этот показатель будет как минимум вдвое больше.
ФАКТОРЫ "ТОРМОЖЕНИЯ"
По мнению ОЭСР замедление роста экономики может вызвать откладываемая реформа газового сектора. Нерешенность этого вопроса ОЭСР относит к ряду "прорех" масштабной повестки дня дальнейших структурных реформ российского правительства. "Продолжающаяся задержка создает угрозу для долгосрочных перспектив продукции и экспорта газа и может стать причиной общего замедления (роста) в среднесрочной перспективе", - говорится в докладе. Другой причиной для беспокойства ОЭСР называет реформу ЖКХ "Был дан скромный старт, но до сих пор мало ясности, как и насколько быстро будут проводиться реформы", - считают экономисты ОЭСР.
Источник газета "Финансовые известия"
Вторник, 11 мая 2004, 17:26
|