Американская авиакомпания Delta Air Lines, конкурент "Аэрофлота" на заокеанских маршрутах, может объявить о банкротстве. Об этом заявило руководство компании, которое не может договориться с профсоюзами о сокращении на 30% зарплаты пилотов.
Аналитики не исключают, что проблемы с профсоюзами могут привести к отставке нынешнего главы Delta - Геральда Гринстейна. В 2001 году из-за конфликта с профсоюзами своего поста лишился председатель совета директоров United Airlines Джим Гудвин. Позже по этой же причине ушли в отставку глава American Airlines Дональд Карти и гендиректор Delta Air Lines Лео Маллин.
Авиакомпания Delta Air Lines, третья по величине в США, стала преемником обанкротившейся в начале 90-х годов PanAmerican, выкупив у нее большинство маршрутов европейского направления, в том числе и в Россию. PanAmerican, на протяжении полувека бывшая символом гражданского воздушного флота США, в течение трех лет скатилась к банкротству после терактов в небе над шотландским городком Локерби. Американцы просто стали бояться летать самолетами этой авиакомпании. Сегодня же Delta находится на грани банкротства. Руководству компании не удается согласовать с профсоюзом меры по уменьшению издержек, в число которых входит и сокращение зарплат персоналу. Если авиакомпании не удастся уговорить пилотов согласиться на снижение заработной платы на 30%, Delta придется обратиться за защитой от банкротства в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США.
Американские авиакомпании стали испытывать значительные трудности после терактов 11 сентября 2001 года. Снижение пассажиропотока, расходы на усиление безопасности полетов и высокие цены на топливо привели к существенному снижению доходов практически всех крупных авиаперевозчиков США. На этом фоне все они в разное время, чтобы избежать окончательного банкротства, были вынуждены искать источники снижения издержек. Зарплаты летному и обслуживающему персоналу - одна из самых затратных статей в бюджете любой авиакомпании. Однако механически снизить зарплаты пилотам и стюардессам не позволяет американское трудовое законодательство, сделать это возможно лишь при достижении соглашения с профсоюзами, защищающими интересы наемного персонала.
Если такой договоренности достичь не удается, руководство компании обычно обращается в SEC за защитой от кредиторов по статье 11 Закона о банкротстве США. Введение в отношении компании режима защиты от кредиторов позволяет ее руководству в одностороннем порядке пересматривать условия трудовых договоров с персоналом. По такому пути пошли практически все конкуренты Delta - US Airways, United Airlines и American Airlines удалось снизить издержки и договориться с профсоюзами только под защитой статьи 11 или под угрозой ее применения.
От сговорчивости профсоюзов зависит судьба не только компании, но и ее руководства. Менеджмент US Airways в борьбе с финансовыми трудностями смог опереться на поддержку трудового коллектива: главе US Airways Дэвиду Сигелу профлидеры простили увольнение 11 тыс. сотрудников. Более того, в 2002 году Сигелу удалось уговорить профсоюзы, представляющие пилотов и стюардесс, согласиться на сокращение зарплаты у 35 тыс. человек, что позволило компании сэкономить почти миллиард долларов. Это не спасло US Airways от добровольного банкротства, но сохранило посты руководству.
Главы других крупных авиакомпаний США, наиболее пострадавших от терактов 11 сентября 2001 года, в отличие от Дэвида Сигела не смогли убедить профлидеров. В 2001 году неудачные переговоры с профсоюзами стоили поста председателя совета директоров United Airlines Джиму Гудвину, который из-за сложной финансовой ситуации заявил о возможном увольнении 20 тыс. человек.
В этом году профсоюзы лишили работы главу American Airlines Дональда Карти: профбоссы узнали, что Карти выплатил руководителям компании огромные бонусы и потратил еще $40 млн. на защиту их пенсий в случае банкротства. Этот же повод стал причиной ухода и главы Delta Air Lines Лео Маллина. За шесть лет Лео Маллин не дал компании обанкротиться, добился лучшего в отрасли финансового баланса и накопил $2 млрд. Чтобы сохранить эти деньги, Delta пыталась убедить пилотов согласиться на сокращение их зарплат. Однако когда последние узнали, что Маллин тайно гарантировал 33 высшим руководителям компании $45 млн. пенсионных выплат в случае банкротства, переговоры были прерваны, а 12 января Маллин ушел в отставку. Теперь пилотов уговаривает нынешний глава Delta - Геральд Гринстейн. В случае неудачи он может лишиться своего поста, а компания прибегнет к защите от кредиторов. Но в любом случае в ближайшей перспективе полеты в Россию по-прежнему останутся за Delta.
Источник газета "Финансовые известия"
Вторник, 11 мая 2004, 19:10
|