Менеджмент "АвтоВАЗа" продолжает отказываться фиксировать в уставе размер выплат по привилегированным акциям "АвтоВАЗа". Этот вопрос, как и год назад, не вошел в повестку дня собрания акционеров. Юристы называют действия менеджмента завода правомерными. Но аналитики отмечают, что при должной настойчивости миноритарные акционеры, настаивавшие на включении этого пункта в устав предприятия, смогут добиться своего.
В 2003 г. "АвтоВАЗ" выпустил 699 889 автомобилей. Чистая прибыль предприятия по РСБУ в 2003 г. составила 4,65 млрд руб. На выплату дивидендов за 2003 г. завод направит 631,55 млн руб., из которых 465 млн руб. достанутся владельцам привилегированных акций. По данным инвесткомпании "Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролирует его менеджмент, 8% принадлежат Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия.
До 2002 г. "АвтоВАЗ" гарантировал выплату дивидендов по привилегированным акциям в размере 10% от чистой прибыли, после чего этот пункт был вычеркнут из устава. Владелец 4000 акций автозавода Виктор Цобенко и шведский инвестфонд HQ Fonder Sverige AB (197 000 акций) подали иски в суд с требованием признать это решение недействительным. Цобенко выиграл в двух инстанциях, а HQ Fonder Sverige - в одной.
Как сообщила пресс-служба "АвтоВАЗа", совет директоров не вынес на повестку дня очередного собрания акционеров вопрос о возвращении пункта устава компании, который прописывает формулу расчета дивидендов по привилегированным акциям. По словам сотрудника пресс-службы, юридических обоснований восстанавливать этот пункт устава нет. Представитель "АвтоВАЗа" утверждает, что закон "Об акционерных обществах" не обязывает компанию прописывать формулу расчета дивидендов на привилегированные акции, если в уставе указана стоимость, выплачиваемая их владельцам в случае ликвидации общества. Адвокат Виктора Цобенко и HQ Fonder Sverige AB Валерий Шумилин отказался от комментариев по поводу решения совета директоров "АвтоВАЗа", сославшись на запрет на контакты с прессой со стороны своих клиентов.
Гендиректор юридической компании "Ринкон-Гамма" Олег Осипенко считает правомерными действия "АвтоВАЗа". Он указывает, что закон предусматривает возможность, но не обязательство компаний включать в устав пункт, фиксирующий размер дивидендов. "Но в любом случае нужно руководствоваться последними решениями суда", - добавил он. "Если у миноритарных акционеров есть решение суда о неправомерности исключения из устава пункта о дивидендах, они снова могут попытаться в рамках исполнительного производства надавить на совет директоров через суд", - говорит партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин.
С юристами согласна аналитик ОФГ Елена Сахнова. По ее словам, имидж "АвтоВАЗа" как компании, гарантирующей фиксированные прибыли своим инвесторам, был потерян еще тогда, когда автозавод исключил пункт о "префах" из устава. "Я уверена, что "АвтоВАЗ" будет выплачивать больше 10% по привилегированным акциям только до тех пор, пока миноритарии будут продолжать борьбу", - говорит Сахнова. Денис Нуштаев, аналитик ИК "Метрополь", полагает, что, несмотря на первый отказ "АвтоВАЗа", миноритарным акционерам все-таки удастся повлиять на "АвтоВАЗ" через ФСФР. Он напоминает, что это ведомство недавно указало предприятию на необходимость внести пункт о формуле расчета дивидендов по привилегированным акциям в устав. "ФСФР не может приказать "АвтоВАЗу" внести пункт в устав, но может настоятельно рекомендовать это сделать, - считает он, - и не исключено, что "АвтоВАЗ" все же сдастся". В ФСФР комментариев на решение менеджмента "АвтоВАЗа" вчера получить не удалось.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 12 мая 2004, 10:48
|