Нам пообещали полностью конвертируемый рубль (ПКР). Не позднее 2007 года.
Что это такое? Представьте, что вам дали отпуск. Взяли семью. Полетели в Италию. Приземлились. Зашли в обменник. Протянули рубли. Получили евро. И в "Сан Пьетро". На экскурсию. По магазинам. Или по граппе. Лепота.
Она наступит, когда рубль войдет в семью мировых валют. Власти этого жаждут. Намерение понятно. Неясно другое - готовы ли там его принять. Иными словами, предложение рублей мы обеспечим. Хоть сейчас. Не проблема. А вот что будет со спросом?
Посмотрим на ситуацию глазами иностранца. Пусть будет Джонс. За ним - бизнес. Потребители. И прочая частная джонсономика. Дает спрос на рубли. Зарубежные правители поступят так, как она скажет. Нужен ПКР - заходи, дорогой. Без надобности - подожди за дверью.
Первое желание Джонса - чтобы рубль не обесценивался. Ведь тратить его придется в России. Деньги, пожираемые инфляцией, никому не нужны. Устроит, видимо, рост цен на уровне 5% в год или ниже. Причем стабильный. Без рывков вверх.
Такова, кстати, цель правительства на 2007 год. Потому, наверное, его и упоминают. Как срок появления ПКР.
Ладно, думает Джонс, коли инфляция небольшая, приобрету кучу рублей. Но куда их потом девать? Отсюда второе желание - полноценное отоваривание.
Одного импорта тут не хватит. ПКР надо серьезно подкрепить. Развитым фондовым рынком. Чтобы Джонс мог вложиться в рублевые бумаги. Государственные и корпоративные. Доступом к производственным активам. В любом регионе. Свободной продажей земли и недвижимости. Всем, включая иностранцев. Придется пустить их в ипотеку, банки, страхование. Куда угодно.
Третье и главное желание - мои рубли, что хочу, то и делаю. Нацелился, скажем, на российское предприятие. Купил. Дал инвестиции. Выпустил продукцию. Сбыл. Получил доход. А дальше - как заблагорассудится. Могу обратить рубли в валюту и утащить ее домой. За границу. Так же поступлю с валютным заработком. Если случится экспортная поставка. И никто не вправе мне препятствовать.
Что это значит? Полную отмену возврата валютной выручки. Ее обязательной продажи. Слом всех барьеров на пути вывоза за рубеж дивидендов и т.п.
Выходит, что ПКР потребует больших трудов. Ну с инфляцией, дай бог, справимся. Хотя, наверное, уже после 2007 года. А вот остальное...
Понадобятся изменения законодательства. Причем фундаментальные. Его придется сделать совсем либеральным. Установить полное равноправие рублевладельцев. Когда неважно, какого цвета твой паспорт и где он выдан. Не думаю, что мы к этому готовы. По крайней мере в ближайшие годы.
ПКР, конечно, штука престижная. Политически выигрышная. Но весьма рискованная. И вот почему.
Рынок у нас маленький. За день пропускает десятки миллионов долларов. Иногда - сотни. В сравнении с мировыми финансовыми центрами - детский сад. Да еще с добрым воспитателем. По прозвищу Центральный банк. Следит за порядком. Если что не так, вмешивается. С интервенциями. Такими же игрушечными, как и сам рынок.
Рвемся в компанию взрослых. Где вместо подкидного дурака на фантики - преферанс. А ставки в сотни раз больше наших. И коли сел за стол, отвечай. Карманом. Экономикой. За все, что произойдет с долларом или евро. Российский ЦБ тут не помощник. Даже если захочет. Просто денег не хватит, чтобы отстоять стабильность рубля.
Недавно встречался с представителями Европейского центрального банка. Поинтересовался: "Почему не проводите интервенции? Ведь евро пора опускать. Иначе слабый доллар сомнет вам производство". Отвечают: "Рады бы. Да денег столько нет". Национальный банк Японии все же рискнул. Вошел на рынок. Немного снизил курс иены. Обошлось недорого. Всего 187 млрд. долларов. В два с лишним раза больше всех наших резервов... Мы куда собрались?
Добавлю: наша денежка попадет в места, где орудуют международные спекулянты. У многих - ресурсы, превышающие запасы российского ЦБ. Рубль пока слабее других мировых валют. И, вероятно, будет атакован. Чем и как станем обороняться?
До ПКР осталось три года. Успеем ли подготовиться? Очень сомневаюсь. Да и надо ли... Дело-то добровольное. Совсем не политическое. Сугубо экономическое. Естественный результат прогресса. Пусть рубль идет к нему своим ходом. Доберется к 2007 году - хорошо. Не доберется - ничего страшного. Спешить, чтобы сделать всем красиво? Не стоит.
Источник газета "Финансовые известия"
Пятница, 14 мая 2004, 11:14
|