финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Российский авиарынок вошел в штопор

    Вчера Ассоциация агентств воздушного транспорта (ААВТ) направила письмо руководителю Федерального агентства воздушного транспорта Николаю Шипилю с просьбой вмешаться в конфликт, возникший между "Аэрофлотом" и Транспортной клиринговой палатой (ТКП), сообщил RBC daily гендиректор ААВТ Юрий Шабунин. Конфликт между "Аэрофлотом" и ТКП (через нее проходит около 70% продаж всех российских пассажирских воздушных перевозок) спровоцировала новая политика продажи билетов авиакомпании, которая отменила комиссию для своих агентов. В результате "разборок" между "Аэрофлотом" и ТКП последняя запретила своим агентам работать с "Аэрофлотом", вынуждая их сделать выбор - либо продолжать продавать билеты других перевозчиков на бланках ТКП, либо работать только с "Аэрофлотом" и разорвать отношения с клиринговой палатой. "Аэрофлот" в результате этой борьбы потерял примерно 10% продаж своих билетов, которые раньше осуществлялись через ТКП. Самые большие проблемы ситуация создала агентам, которым приходится либо принимать правила игры "Аэрофлота" и ссориться с ТКП, либо отказаться от продажи билетов национального перевозчика. Интересно, что пойти на конфликт с ТКП "Аэрофлот" решил как раз в тот момент, когда всерьез занялся завоеванием внутреннего российского рынка. По мнению экспертов, сложившаяся ситуация может осложнить продажу билетов крупнейшего российского перевозчика в регионах, где у авиакомпании нет собственной мощной агентской сети. Потеряв возможность продавать свои билеты через ТКП в таких регионах, "Аэрофлот" играет на руку своим главным региональным конкурентам - "Сибири" и "КрасЭйр", которые не только имеют в некоторых регионах развитые сети собственных касс, но и продолжают активно продавать билеты на нейтральных бланках ТКП. Однако если "Аэрофлоту" удастся убедить крупнейших агентов работать по его правилам, это может стать мощнейшим фактором конкурентной борьбы за региональные рынки.

    Напомним, что в марте этого года "Аэрофлот" принял решение о продаже своих билетов без комиссионных и направил соответствующие письма своим агентам и ТКП. ЗАО "Транспортная клиринговая палата" с 1993 года обеспечивает расчеты между агентствами и авиакомпаниями. Договоры с палатой имеют 140 регулярных и 77 чартерных перевозчиков, а также около 6 тыс. пунктов по продаже билетов по всей стране. Через ТКП проходит около 70% продаж всех российских пассажирских воздушных перевозок, однако доля "Аэрофлота" в этом объеме невелика - всего 10% всех продаж на нейтральных бланках (в стоимостном выражении это приносит "Аэрофлоту" около 12 млн долл. в год). До принятия решения о новой политике продажи билетов "Аэрофлот" включал в стоимость билета фиксированное агентское вознаграждение. Однако с 1 апреля авиакомпания перевела своих московских агентов на "нулевую комиссию", заменив агентское вознаграждение бонусами за объемы продаж и сервисный сбор. ТКП ответила на это запретом продажи билетов на рейсы "Аэрофлота" на своих бланках. Глава ТКП Сергей Ильичев заявил, что изменять условия стандартных договоров с авиакомпаниями (в числе этих условий и обязательная комиссия) можно только с согласия комитета перевозчиков ТКП, в который входят представители 21 авиакомпании. Членам комитета было предложено вместе отменить комиссионные сборы, однако авиаперевозчики отказались.

    С новой силой конфликт разгорелся после того, как "Аэрофлот" в одностороннем порядке с 1 апреля этого года расторг договор с ТКП. В ответ члены ТКП запретили всем аккредитованным у нее агентам продавать билеты "Аэрофлота" не только на нейтральных, но и на собственных бланках авиакомпании, обосновав это тем, что в 1999 г. наблюдательный совет ТКП принял решение, по которому "аккредитованным агентам запрещается продавать билеты авиакомпаний, не являющихся участником нашей системы взаиморасчетов". По мнению некоторых экспертов, данная мера является совершенно необоснованной и нуждается в пересмотре. "Это решение было принято в других условиях, и сейчас оно неактуально", - сказал RBC daily гендиректорААВТ Юрий Шабунин. Однако у представителей ТКП своя точка зрения, они решили строго следить за соблюдением этого требования всеми своими агентствами и пригрозили санкциями и исключением "провинившимся". Более того, как рассказывают участники рынка, представители ТКП "посоветовали" агентам создавать дочерние структуры, которые могли бы отдельно заниматься исключительно продажей билетов "Аэрофлота". "Этот вариант совершенно неприемлем, - считает Юрий Шабунин, - долгое время агенты стремились предоставлять клиентам полный перечень услуг в одном месте, создавать полноценные travel agencies, теперь же ТКП предлагает им вернуться в прошлое".

    По состоянию на 19 мая от системы ТКП было отключено 535 пультов кассиров в целом ряде крупных российских агентств. В числе пострадавших оказался и крупнейший российский туроператор - компания "Инна-тур", которая не захотела воспользоваться рекомендациями ТКП и не стала создавать отдельного юридического лица для продажи билетов "Аэрофлота". "Мы не пошли на такой шаг, так как мы хотим сохранить собственную марку, - сказала RBC daily заместитель генерального директора "Инна-тур" Маргарита Давликанова. - Сейчас мы пошли по другому пути - работаем с авиакомпаниями, которые предоставляют нам свои пульты бронирования, в их числе "Сибирь" и "КрасЭйр". Процент, который мы от них получаем, выше, чем тот, который мы имели от продаж через ТКП. Мы теряем универсальность, которую дают бланки ТКП, но мы осознанно выбрали этот путь". Более того, по словам Маргариты Давликановой, действиями ТКП заинтересовался антимонопольный комитет: "С точки зрения закона, это совершенно недопустимо, чтобы частная структура начала управлять на государственном уровне и внедрять свои законы на рынке".

    "Аэрофлот" в этой ситуации продолжает последовательно проводить собственную политику. Как заявил во вторник журналистам во время презентации новых федеральных маршрутов "Аэрофлота" в Кемерово и Барнаул его коммерческий директор Евгений Бачурин, "Аэрофлот" готов поддержать инициативу некоторых крупных агентов по созданию альтернативного нейтрального бланка. Единственное условие, подчеркнул г-н Бачурин, - эта организация должна быть полностью открытой. ТКП не может выступить в этой роли, так как является закрытым акционерным обществом. Кроме того, коммерческий директор авиакомпании пообещал юридическую и организационную поддержку всех тех агентов, к которым были применены санкции ТКП. В свою очередь президент ТКП Сергей Ильичев на пресс-конференции, проходившей в рамках выставки "Аэропорт-2004", заявил журналистам, что никакого конфликта между ТКП и "Аэрофлотом" не существует. "Мы предлагаем агентам разорвать договор с нами и продолжить работать с "Аэрофлотом", однако если они хотят остаться в нашей системе, они должны исполнять стандартные требования и условия, предусмотренные нашими правилами", - сказал Сергей Ильичев.

    Судя по всему, конфликт между "Аэрофлотом" и ТКП еще далек от завершения. Правда, как пояснил RBC daily Юрий Шабунин, Николай Шипиль уже встречался с генеральным директором "Аэрофлота" Валерием Окуловым и последний дал согласие вернуться за стол переговоров, но при условии, что ТКП не будет вмешиваться в коммерческие дела авиакомпании (по-другому - не заставит "Аэрофлот" вновь вводить комиссию). Вряд ли, считают эксперты, ТКП согласится на такие условия. Важно отметить, что "Аэрофлот" решился на конфликт с ТКП именно в тот момент, когда занялся серьезной экспансией на региональные рынки. Во многих российских городах, куда сейчас выходит "Аэрофлот", у него нет такой развитой собственной агентской сети, как в столице. Зато его основные конкуренты - "Сибирь" и "КрасЭйр" не только продолжают активно продавать билеты через нейтральные бланки ТКП, но и успели "обрасти" во многих регионах развитой агентской сетью. В случае если "Аэрофлоту" не удастся убедить крупных агентов работать по его правилам, у авиакомпании могут возникнуть серьезные сложности с продажей билетов в регионах, что, безусловно, сыграет на руку конкурентам. Однако если крупные агентства все же согласятся порвать отношения с ТКП и принять условия "Аэрофлота", это станет его серьезным конкурентным преимуществом на региональных рынках. В пользу национального перевозчика может сыграть и факт создания "под крылом" "Аэрофлота" крупными агентствами новой ассоциации с собственным нейтральным бланком. "Очевидно одно: дальнейшее обострение ситуации приведет к серьезному переделу рынка продажи авиабилетов", - считает Юрий Шабунин.
     

    Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".

    Четверг, 20 мая 2004, 13:13

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы