У входящего в ТНК-BP добывающего предприятия "Саратовнефтегаз" возникли проблемы с правоохранительными органами. За незаконную добычу нефти арестован бывший директор "Саратовнефтегаза" Александр Косяк, а теперь прокуратура грозится арестовать нынешнего руководителя предприятия.
"Саратовнефтегаз" на 80,6% принадлежит НК "СИДАНКО", которая входит в ТНК-BP. В 2003 г. предприятие добыло 1,7 млн т нефти. "Саратовнефтегазу" принадлежит 54 лицензии на право пользования месторождениями, 11 из которых законсервированы. По данным на 1 января 2004 г., извлекаемые запасы - 31,744 млн т нефти с конденсатом и 33,9 млрд куб. м газа. По итогам первого полугодия 2003 г. выручка "Саратовнефтегаза" составила $56,4 млн, убыток - $3,08 млн.
Как рассказал "Ведомостям" прокурор Саратова Игорь Кабашный, его ведомство вместе с областным управлением ФСБ выяснили, что "Саратовнефтегаз" в течение четырех лет без лицензий добывал нефть и газ на четырех месторождениях. "Региональное управление Минприроды неоднократно выносило компании предостережения, но она не реагировала, - утверждает он. - В результате "Саратовнефтегаз" незаконно добыл углеводородного сырья на 160 млн руб. Мы даже удивились, как долго им удавалось это делать".
По словам Кабашного, 13 мая прокуратура Саратова возбудила уголовное дело в отношении бывшего гендиректора "Саратовнефтегаза" Александра Косяка. А уже через два дня Кировский районный суд Саратова определил ему меру пресечения - содержание под стражей. Прокурор говорит, что Косяку предъявлено обвинение по ст. 171 ч. 2 п. б Уголовного кодекса - незаконное предпринимательство без лицензии, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, - предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Кроме того, ему грозит и обвинение по ст. 255 УК - "Нарушение правил охраны и использования недр". "Нефть добывалась варварским способом. В результате скважина, которая могла бы работать еще десятки лет, пришла в негодность", - возмущается прокурор.
Игорь Кабашный утверждает, что вина экс-директора "Саратовнефтегаза" доказана на 100% и в течение 1 - 2 недель дело будет передано в суд. А в ближайшие дни аналогичные обвинения будут предъявлены и нынешнему гендиректору "Саратовнефтегаза" - Станиславу Тюреву, которого пока прокуратура просто не может найти. "Мы связались с руководством ТНК-BP. Они обещали, что Тюрев к нам явится", - сказал Кабашный и заверил, что "прямых претензий к ТНК-BP у прокуратуры нет".
В ТНК-BP утверждают, что компания закона не нарушала. "Саратовнефтегаз" добывает нефть и газ на четырех спорных месторождениях - Сплавнухинском, Горчаковском, Осиновском и Алексеевском - по временным лицензиям. При этом предприятие уже много лет пытается оформить постоянные лицензии на эти участки, но "не может их получить из-за несовершенства законодательства".
Представитель ТНК-BP рассказывает, что все четыре месторождения были открыты "Саратовнефтегазом" в 1990-х гг. Работы по открытию двух из них финансировались не только за счет средств компании, но и частично за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Чтобы получить лицензии, открытые с привлечением этих средств, компания сначала должна их вернуть в бюджет. Но механизм такой компенсации не прописан. "Теперь Минприроды наконец приняло решение выставить эти месторождения на аукционы, - говорит представитель ТНК-BP. - "Саратовнефтегаз" обязательно будет участвовать в них и надеется продолжить эксплуатацию месторождений".
Но на этом неприятности "Саратовнефтегаза" не заканчиваются. Агентство "Интерфакс" сообщает, что Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Саратовской области инициировало отзыв 11 лицензий "Саратовнефтегаза" "за невыполнение программных объемов геологоразведочных работ и плановых уровней добычи". Впрочем, представитель ТНК-BP говорит, что "Саратовнефтегаз" сам подал документы о возврате этих лицензий.
Аналитик "Атона" Дмитрий Лукашов считает, что активность прокуратуры в отношении "Саратовнефтегаза" - это "местная интерпретация общего ужесточения отношения к нефтяникам". Он сомневается, что такая компания, как ТНК-BP, долгое время могла позволить себе работать без лицензии. С ним согласен Лев Сныков из "НИКойла", который считает инцидент локальным событием, но крайне негативным для ТНК-BP.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 20 мая 2004, 15:15
|