финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости и комментарии

    РАО "Газпром"

    Участники рынка и аналитики по-разному относятся к идее "Газпрома" создать собственную сеть АЗС

    На днях стало известно, что ОАО "Газпром" всерьез подумывает о создании дочерней структуры, которая будет заниматься реализацией моторного топлива, в том числе бензина, на российском рынке. По мнению зампреда правления компании Александра Ананенкова, появление газового монополиста на розничном топливном рынке приведет к усилению конкуренции и снижению цен. Представители крупных нефтяных компаний воздерживаются от оценок инициативы "Газпрома", а в неофициальных беседах сомневаются в ее перспективности. С такой точкой зрения не согласны независимые аналитики - по их словам, формируя собственную сбытовую сеть, "Газпром" сможет увеличить эффективность своего нефтяного подразделения. Вероятнее всего, компания пока не станет выходить на столичный рынок и предпочтет строить собственную (а не покупать существующую) сеть АЗС в регионах. Впрочем, считают эксперты, в ближайшее время "Газпром" вряд ли станет заметным игроком на бензиновом рынке.

    По данным компании "ИнфоТЭК-Консалтинг", в I квартале 2004 г. структуры "Газпрома" произвели 518,2 тыс. т автобензинов и 494,7 тыс. т дизельного топлива (что соответственно на 4% и 2,3% больше, чем за аналогичный период 2003 г.), в том числе "Сургутгазпром" - 227,7 тыс. т автобензинов и 205,9 тыс. т дизельного топлива, "Астраханьгазпром" - 284,8 тыс. т и 245,6 тыс. т, "Уренгойгазпром" - 4,8 тыс. т и 40,8 тыс. т, "Кубаньгазпром" - 0,9 тыс. т и 2,4 тыс. т. В общем объеме российского производства автобензинов "Газпром" занимает долю в 7,2%, дизельного топлива - 3,6%. Сбыт моторного топлива компания осуществляет, продавая его независимым операторам розничного рынка и через собственные АЗС. До последнего времени производство и сбыт моторного топлива не входили в число приоритетных направлений газовщиков, однако, после того как "Газпром" решил развивать нефтяной бизнес, ситуация может измениться.

    Как сообщил на днях заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Ананенков, в компании прорабатывается вопрос о возможности создания отдельной "дочерней структуры, которая будет заниматься реализацией моторного топлива на российском рынке". Новое подразделение планирует реализовать жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), а также сжиженный газ для использования его в качестве моторного топлива, для чего "Газпром" увеличит добычу нефти и газового конденсата. "При выходе на этот рынок нового игрока, такого как "Газпром", появится возможность оказания давления на рынок моторного топлива, что приведет к усилению конкуренции на рынке и может привести в целом к снижению цен на этот вид топлива", - считает г-н Ананенков.

    В крупнейших нефтяных компаниях, имеющих собственные сети АЗС, осторожно комментируют начинание газового монополиста. "Все будет зависеть от того, в какие регионы будет выходить "Газпром", и от тех объемов, которыми он будет торговать. Поэтому говорить о каких-либо последствиях для существующих игроков пока преждевременно", - сказал RBC daily представитель компании "Сибнефть" Алексей Фирсов. В компании "ЛУКОЙЛ" воздержались от комментариев относительно инициативы "Газпрома", сославшись на партнерство между компаниями. Впрочем, менеджер одной из крупных ВИНК на условиях анонимности усомнился в целесообразности создания "Газпромом" собственной сбытовой сети. "Если "Газпром" будет развивать сбыт газомоторного топлива, он сможет занять прочные позиции на рынке, - сказал он RBC daily. - Однако сомнительно, что он сможет стать большим игроком в бензиновом бизнесе. Непонятно, для чего ему это надо".

    Правда, независимые эксперты придерживаются другого мнения. "Структуры "Газпрома", в частности "Астраханьгазпром" и Сургутский ЗСК, уже занимаются производством и реализацией бензина. Причем это топливо поступает не только на местные рынки, но и идет в другие регионы. Естественно, объемы производства бензина у газовщиков меньше, чем у крупных ВИНК, однако достаточны для того, чтобы этот бизнес был прибыльным, - считает аналитик центра "Кортес". - Наибольшую же отдачу можно получить, продавая топливо через собственную розничную сеть. Создание структуры, которая занималась бы его реализацией, позволило бы повысить эффективность "Газпрома" на этом направлении". Начальник аналитического отдела ИК "Велес Капитал" Михаил Зак также соглашается, что это разумный шаг. ""Газпром" начал развивать нефтедобычу, и теперь ему нужно решить, как он будет реализовать нефть и нефтепродукты. В настоящее время рынок моторного топлива выгоден - как оптовые, так и розничные цены на бензин растут. Компания поступает правильно, выделяя отдельное сбытовое подразделение", - сказал он RBC daily.

    По мнению Михаила Зака, в первую очередь появления АЗС "Газпрома" стоит ожидать в регионах - столичный рынок уже достаточно насыщен. "Скорее всего, компания пойдет по пути строительства собственной сети автозаправок, - добавляет аналитик. - Это выгодней, потому что рынок слияний и поглощений в топливной рознице разогрет, и владельцы существующих сетей предлагают их по достаточно высокой цене. Кроме того, строительство собственных АЗС предполагает, что они изначально будут соответствовать всем современным стандартам и их не нужно будет сразу же реконструировать". Впрочем, эксперты считают, что "Газпрому" вряд ли удастся в короткие сроки стать одним из крупнейших игроков на розничном рынке нефтепродуктов и повлиять на уровень конкуренции и цены на топливо. "Крупным игроком в ближайшие несколько лет "Газпром" вряд ли станет. Для этого нужны большие деньги, а сейчас компания направляет их на разработку новых месторождений, реконструкцию старых и реструктуризацию задолженности", - считает Михаил Зак. "Есть сомнения, что "Газпром" станет одним из лидеров рынка моторного топлива, но свою нишу он займет", - соглашается аналитик "Кортеса".
     

    Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".

    Понедельник, 31 мая 2004, 17:28

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы