Из всех российских производителей легковых автомобилей инвестфонду Templeton больше всего нравится "АвтоВАЗ". Во всяком случае, теперь на него приходится более половины инвестиционного портфеля Templeton в российском автопроме. Оставшаяся часть портфеля приходится на ГАЗ, а вот от акций "Северсталь-Авто" фонд и вовсе предпочел избавиться.
В России Franklin Templeton Investments работает через Templeton Russia and East European Fund. Ему принадлежат пакеты акций нескольких десятков российских предприятий, общая стоимость которых на 31 марта 2004 г. составляла $214 млн. У компании, управляющей фондами семейства Templeton, - Franklin Resourses сумма активов в мире составляет $301,9 млрд. "АвтоВАЗ" - крупнейший российский автопроизводитель. В 2003 г. он выпустил 699 889 автомобилей, а его чистая прибыль по РСБУ составила 4,65 млрд руб. Около 53% акций компании контролирует менеджмент, 8% - ВТБ, около 18% - работники предприятия. "Северсталь-Авто" владеет контрольными пакетами акций Ульяновского автомобильного и Заволжского моторного заводов. Выручка холдинга по РСБУ в 2003 г. составила около 19 млрд руб., а чистая прибыль - 886 млн руб. Более 80% акций компании контролируют совладельцы "Северстали".
Templeton — один из немногих крупных западных фондов, исторически интересующихся российским автопромом. До прошлого года среди его инвестиций значились 0,9% акций Горьковского автозавода (ГАЗ) и 0,4% акций "Северсталь-Авто". А крупнейший российский автоконцерн — "АвтоВАЗ" появился в портфеле фонда только в прошлом году (на конец сентября фонду принадлежало около 0,25% его акций).
Вкладывать в бумаги "АвтоВАЗа" Templeton понравилось. Как свидетельствует годовой отчет Templeton Russia and East European Fund, имеющийся в распоряжении "Ведомостей", теперь на акции "АвтоВАЗа" приходится более половины "автомобильного" инвестиционного портфеля фонда. Его структура на 31 марта 2004 г. была такова: 187 750 акций (около 0,58%) "АвтоВАЗа" стоимостью $5,6 млн и 64 140 акций ГАЗа стоимостью $2,5 млн. А вот акций "Северсталь-Авто" в собственности фонда больше нет.
Почему "АвтоВАЗ" более привлекателен для Templeton и чем плоха "Северсталь-Авто", вчера в московском представительстве фонда пояснить не захотели, а с управляющим директором инвестфонда Templeton Asset Management Марком Мобиусом связаться не удалось. В самих автомобильных компаниях комментировать интерес к их бумагам известного инвестфонда также отказались.
Доля Templeton в "АвтоВАЗе" в скором будущем может и возрасти. Вице-президент по стратегическому и корпоративному управлению "АвтоВАЗа" Михаил Москалев заявил "Ведомостям", что сейчас продолжаются переговоры с крупным западным инвестфондом по продаже ему около 2% акций компании. "Мы не отказались от этих планов", — отмечает он. И хотя назвать фонд Москалев отказался, ранее источники, близкие к автоконцерну, сообщали, что претендентом на этот пакет является именно Templeton.
Ведущий менеджер отдела продаж Альфа-банка Александр Захаров не припоминает, чтобы помимо Templeton инвестициями в российский автопром интересовался бы другой столь крупный западный фонд: "Года два назад они купили пакет акций ГАЗа, причем очень дорого. Одно время акции ГАЗа стоили $35 за 1 шт., а потом опустились до $12. Ощутимой прибыли эта покупка не принесла". Акции "АвтоВАЗа", продолжает эксперт, тоже не слишком популярны. "Небольшие всплески в торговле этими бумагами были в марте и середине апреля и несколько дней в мае. Спроса на них почти не наблюдалось", — отмечает Захаров.
Александр Агибалов из "Атона" говорит, что любой инвестфонд всегда выбирает лучшее из предприятий сектора для инвестиций. "АвтоВАЗ" сейчас и есть лучшее. У него, в отличие от "Северсталь-Авто", есть стратегический партнер в лице GM, и у компании есть будущее — ее финансовые результаты постоянно улучшаются", — отмечает он. Он также напоминает, что акции "Северсталь-Авто" очевидно достались Templeton в виде годовых дивидендов меткомбината "Северсталь", когда создавалась "Северсталь-Авто". А то, что Templeton долго не выходит из акционеров холдинга, Агибалов объясняет тем, что он ждал, когда его акции будут стоить дороже (в сентябре прошлого года, по данным самого фонда, весь пакет стоил $225 900)."Если между ними выбирать, я бы тоже купила "АвтоВАЗ", — соглашается аналитик ОФГ Елена Сахнова и добавляет, что акции российских автомобильных компаний не слишком популярны у инвесторов.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 1 июня 2004, 10:53
|