"Аэрофлот" удачно пережил тяжелый для мировой авиаиндустрии 2003 г. В прошлом году чистая прибыль компании выросла на 42% до $126,7 млн. Аналитики отмечают, что "Аэрофлоту" удалось контролировать свои расходы и оптимизировать маршрутную сеть. Но в компании предупреждают, что в нынешнем году подобного успеха достичь не удастся.
"Аэрофлот" - крупнейшая авиакомпания в России. В 2003 г. на международных линиях перевез 4,12 млн пассажиров, на внутренних - 1,7 млн. Государству принадлежат 51,17% акций "Аэрофлота", более 30% акций контролирует Национальная резервная корпорация, около 10% акций - менеджмент.
Прошлогодний спад в мировой авиаиндустрии не повлиял на деятельность "Аэрофлота". Вчера компания объявила финансовые итоги своей деятельности в 2003 г., рассчитанные по международным стандартам финансовой отчетности. За прошлый год чистая прибыль "Аэрофлота" увеличилась на 41,8% до $126,7 млн, а выручка — на 9,8% до $1,716 млрд. "В прошлом году компании приходилось работать в трудных условиях: постоянная угроза терактов, распространение вируса атипичной пневмонии поставили авиаперевозчиков в затруднительную ситуацию, — говорит Сергей Суверов из банка "Зенит". — Но показанные "Аэрофлотом" результаты можно назвать неплохими".
Свой успех в самой компании объясняют тем, что ей удалось оптимизировать свою маршрутную сеть. "В 2003 г. компании пришлось пережить тяжелый болезненный период корректировки сети маршрутов для увеличения прибыльности, — цитирует заместителя гендиректора "Аэрофлота" Михаила Полубояринова агентство "Интерфакс". — Финансовые итоги показывают правильность выбранной стратегии".
Аналитики не ждали от "Аэрофлота" таких достижений. "Наш прогноз по чистой прибыли был около $102 млн, а по выручке — $1,6 млрд", — констатирует Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала". А ОФГ на прошлой неделе вообще прогнозировала чистую прибыль авиакомпании на уровне $86 млн, а выручку — $1,68 млрд. Основной причиной хороших результатов "Аэрофлота" аналитики вслед за Полубояриновым называют оптимизацию маршрутной сети. "Они закрыли нерентабельные рейсы, такие как Хошимин, Тунис, Оман, Осака, и увеличили количество прибыльных", — напоминает Суверов. А Загвоздина отмечает, что "Аэрофлот" еще больше сфокусировался на европейских рейсах — в 2003 г. его доходы от перевозок в Европу составили $563,1 млн, что на 40% больше, чем в предыдущем году. К тому же война в Ираке компанию никак не затронула.
"Им также удалось удерживать расходы на оптимальном уровне, — добавляет Суверов. — Рост административных расходов составил лишь 3,4%". Зато независимые от компании расходы в 2003 г. серьезно выросли. По данным самого "Аэрофлота", наибольший рост пришелся на стоимость топлива (19,3%), аэропортовых сборов (20%), техобслуживание (48%) и операционный лизинг (27,6%). "Рост цен на нефть, аэропортовые расходы будут существенными и в этом году, — говорит Загвоздина. — Поэтому при значительном росте выручки мы не ожидаем, что чистая прибыль "Аэрофлота" в 2004 г. серьезно увеличится по сравнению с 2003 г.". Такого же мнения придерживается и Полубояринов. Вчера он заявил, что чистая прибыль компании по итогам 2004 г. будет на уровне прошлого года, в то время как выручка вырастет на 15%.
Источник материала "Ведомости".
Пятница, 4 июня 2004, 10:29
|