финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Новости со всего мира

    Рожденный ползать летать умеет

    Пожалуй, на земном шаре нет ни одного народа, в легендах и преданиях которого не было бы драконов. Их знали еще в древнем Египте и Вавилонии. Драконы всегда изображаются в виде рептилий, иногда напоминающих крылатых крокодилов или удавов (змей).

    Дракон - это динозавр-мутант?

    Изрядное количество драконов, особенно в кельтской мифологии, относится к разрядy ползучих - они без крыльев, тело y них по-змеиномy длинное, недаром таких драконов нередко именyют "змиями". "Легенды всех народов и племен, цивилизованных или диких, указывают на однажды бывшее всеобщим верование в великую мудрость и хитрость Змий. Они чародеи. Они гипнотизируют птицу своим взглядом, и даже сам человек очень часто не может противостоять их очаровывающему влиянию..." (Е.Блаватская, "Тайная доктрина").

    В древнегреческих текстах слово "drakwn" обозначало сказочное пресмыкающееся, относящееся к змеям. Общим названием змей было "ojix". О принадлежности "дракона" к змеям говорит дважды употребленное поэтом Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в "Рождении богов" ("Теогонии") словосочетание "змей-дракон". В некоторых случаях Змей-Дракон символизирует те или иные элементы мироздания. "Дракон, хотя и будучи священным и достойным почитания, имеет в сущности своей нечто еще большее от божественного естества, о котором лучше оставаться в неведении". (Элианий, "De Natura Animalium").

    "К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо" (А.Элфорд, Боги нового тысячелетия).

    "Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих мифах Сновидений, где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей" (там же).

    Из мифов, легенд и религиозных книг (например, дракон, поверженный Св.Георгием, который запечатлен на гербе Москвы) драконы перекочевали в сказки (вспомним о Змее Горыныче), а позже - в сказки для взрослых, то есть в произведения жанра "фэнтези", как, например, книги Толкиена, Урсулы ле Гуин и многих других.

    Так кто же такие драконы? Многие историки просто не верят, что драконы когда-то существовали и считают их просто мифом. Один из главных аргументов - отсутствие ископаемых останков, которые могли бы быть классифицированы как "кости дракона". Есть и другая точка зрения - драконы - это вымершые рептилии, которых обобщенно называют "динозаврами". Мол, некоторые динозавры почему-то выжили, попадались на глаза людям, будоражили их воображение, обросли домыслами и вошли в легенды. Но и здесь вопрос с останками не снимается. Современные технологии позволяют более или менее точно установить возраст найденных палеонтологами костей ископаемых рептилий. Все они гораздо старше останков даже самых древних людей. Правда, легенды говорят о том, что кровь драконов настолько ядовита, что ее "не принимает даже земля". А когда дракон умирает, кровь постепенно разъедает его тело и кости. Поэтому, считают некоторые исследователи, и костей от них не осталось. Есть и другой вопрос - почему же драконы не вымерли вместе с динозаврами? Возможно допустить, что динозавры сохранились где-нибудь в теплых малонаселенных краях - в дельте реки Конго, например (в середине прошлого века европейцы видели там чудовище, по описаниям очень напоминающего доисторического ящера). Но ведь драконы-то водились по всему миру, включая даже крайний север! Вряд ли динозавр смог бы выжить в том климате. Впрочем, эту версию нельзя сбрасывать со счетов - древние ящеры могли мутировать или просто приспособиться к холодному климату.

    Летом они охотно пьют слоновью кровь...

    Надо отметить и эволюцию людских представлений о драконах. Греки, похоже, называли драконом всякое крупное пресмыкающееся. Древнеримский ученый Плиний сообщает, что летом дракон охотно пьет слоновью кровь, потому что она холодная. Он внезапно нападает на слона и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки. Обескровленный слон падает на землю и умирает, также умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы. Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ (да-да, не удивляйтесь, в некоторых легендах они - вегетарианцы) регулярно переплывают Красное море, направляясь в Аравию. Для этого четыре-пять драконов, переплетясь, образуют некое подобие плота, причем головы их торчат над водой. Еще один раздел у Плиния посвящен лекарствам, изготовляемым из органов дракона. Мы узнаем, что из его глаз, высушенных и растолченных с медом, готовится мазь, помогающая от ночных кошмаров. Жир драконова сердца, обернутый в шкуру газели и привязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе; зубы дракона, также хранящиеся на теле, обеспечивают благосклонность господ и милость царей. С долей скептицизма Плиний приводит рецепт снадобья, делающего человека непобедимым. Его изготовляют из шкуры льва, из львиного костного мозга, из пены коня, только что победившего в скачках, из когтей собаки и из хвоста и головы дракона. На Западе драконы становятся "очень плохими". Они - воплощение зла, символ самого Сатаны. Латинское слово draco означает как дракона, так и змею, и потому оба они часто взаимозаменяемы: Дракон - скованный цепями или попираемый ногами - символизирует победу над дьяволом. В большом количестве легенд, обладающих глубоким символическим смыслом, дракон появляется именно в этом значении - первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием. Аполлон, Кадм (легендарный основатель Фив), Персей и Зигфрид - все победили дракона. В многочисленных шедеврах агиографии святые - покровители рыцарства - Святой Георгий и Святой Архангел Михаил изображены как раз в момент, когда они убивают чудовище; то же мы видим на картинах эпохи Возрождения. Яркое описание дракона как врага Бога было приведено в Откровении Иоанна Богослова 12:7-9. "И прошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним". Нанесение поражения такому чудовищу является в сказках и легендах часто пробным испытанием героя, который в результате добивается богатства (добывает клад) или освобождает плененную царскую дочь.

    Западные драконы. Жестокие и жадные бабники

    Основные черты западного средневекового дракона, кроме, конечно, жестокости - это страсть к сокровищам и молодым красивым женщинам, особенно из дворянских (лучше королевских) семей. Их-то и освобождают герои легенд - благородные рыцари. При этом легенды умалчивают о том, зачем, собственно эти женщины были драконам нужны - их освобождали целыми и невредимыми даже через несколько лет после похищения.

    Впрочем, непонятна и страсть драконов к сокровищам, в основном к золоту. Они не могли использовать его как люди - для приобретения чего бы то ни было. Впрочем, объяснение этому нашли некоторые современные "драконоведы" или, как они себя иногда называют "драконологи". Организм дракона был устроен таким чудесным образом, что везде, где бы дракон ни прилег на отдых, немедленно появлялась едкая бурлящая лужа от реакции его тела с окружающей средой. И только золото, которое, как известно из легенд, выдерживало близкое присутствие "драконьей крови", могло стать сухой уютной "подстилкой" для дракона. Золоту не страшны ни кислоты, ни щелочи. Поэтому на золоте дракон мог отдыхать и набираться сил.

    В "Беовульфе", написанном в Англии в седьмом или восьмом веке, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет. Сбежавший раб прячется в его пещере и крадет кубок. Пробудившись, дракон замечает кражу и решает убить вора, но время от времени возвращается в пещеру - проверить, не поставил ли он сам кубок не на то место. (Удивительно, что поэт приписывает чудовищу чисто человеческую неуверенность). Затем дракон начинает разорять королевство, Беовульф его отыскивает и, сразившись с ним, убивает, вскоре после чего сам умирает от смертельной раны, нанесенной клыками дракона. Впрочем, как считают некоторые дракононоведы, в древности в Европе драконы были ручными домашним животными. В частности, они относят происхождение слова "драгун" к слову "дракон", утверждая, что существовал такой род войск, как "кавалерия" на драконах. Историки, впрочем, считают, что слово "драгун" произошло от французкого "драгон" - короткоствольный мушкет.

    Восточные драконы. Сильные и добрые гении

    В отличие от своего западного сородича, восточный дракон не является ужасным монстром. На Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон - это дух изменения, а поэтому дух самой жизни... "Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов, Его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу пробуждая его к новой весне".

    Словарь Шоу Вена (200-й год н.э.) утверждает, что среди 369-ти видов чешуйчатых рептилий, таких как рыбы, змеи и ящерицы, дракон занимает ведущее положение; он обладает способностью в зависимости от своего желания становиться видимым или невидимым, а также способен к превращениям. Весной он поднимается в небо, а в августе хоронится в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая возрождение природы; из-за этого он и стал символом живительной силы воды, а значит и весны, когда природа обновляется и возвращается к жизни посредством приветливых дождей. Во многих восточных легендах и сказках драконы играют доминирующую роль. Существует три основных вида дракона: лун, который считается наиболее могущественным и живет в небе, ли - дракон без рогов и живущий в океане и, наконец, чиао - дракон, покрытый чешуей и обитающий на болотах и в берлогах в горах. Однако только существование дракона вида лун считается наиболее достоверным. Этот дракон описывается так: "Он имеет семь похожих черт, или форм, напоминающих формы других животных, а именно: голову верблюда, рога оленя, глаза кролика, уши коровы, шею змеи, брюхо лягушки, чешую карпа, когти ястреба и лапы тигра. На спине он имеет гребень из восьмидесяти одной чешуи; чешуйки на шее направлены к голове, а те, что находятся на голове, расположены в виде гребней горной цепи. На каждой стороне его пасти растут усы, а с подбородка свисает борода, на которой и находится яркая жемчужина. Он не имеет слуха. По этой причине глухих людей называют "лун". Его дыхание вырывается из пасти как облако, а иногда превращается в воду, а в некоторых случаях в огонь. Его рев напоминает звук звяканья медных тазов.

    Этот тип дракона имеет несколько разновидностей. Некоторые имеют рога, хотя некоторые - безрогие; некоторые не имеют чешуи, а другие без крыльев. Общепринятым мнением остается то, что дракон, будучи священным животным, умирает по своей доброй воле. Питается он мясом ласточек. Поэтому люди, охотятящиеся на дракона во время дождя, при этом кидают в воду ласточек. Чиао, живущий в болотах и берлогах, мало чем отличается от драконов, живущих в небе. Он описывается как дракон, имеющий небольшую голову и шею, без рогов, с грудью ярко красного цвета. На спине этого дракона зеленые полосы, а бока у него желтые. Он имеет четыре лапы, а в некоторых случаях похож на змею. Длина же его около тридцати футов. Со времен династии Хань (206 до н.э.- 220 н. э.) зеленовато-голубой дракон (лун) считается символом императора, покровителем пятого знака китайского зодиака и символом Востока, восхода Солнца и весеннего дождя. Количество драконов на парчовых одеждах генералов в Древнем Китае было точно регламентировано, и девять драконов могло быть только на императорском одеянии, благодаря чему они вызывают плодотворный дождь.

    По мнению других китайцев, дракон может уменьшить свои размеры до величины шелковичной гусеницы или увеличиться до таких размеров, что покроет собой и небеса и землю. Если он пожелает подняться ввысь, то будет подниматься, пока не достигнет облаков, если захочет погрузиться в пучину океана, то будет погружаться до тех пор, пока не достигнет самого глубокого дна. Китайцы пламенно верили в существование этих мистических и чудесных созданий. Они появились еще в глубокой древности. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о них. Сказания даосизма упоминают об их деяниях. Во всех частях страны имеются сведения об этих сокрытых от людей местах обитания драконов, об их ужасном появлении. Они занимают особое место в псевдо-научной геомантии. Их изображения можно увидеть и в домах, и в храмах. И эти изображения имеют гораздо большее значение, чем гротеские львы в орнаментах архитектуры и искусства. Однако, частота использований изображений дракона заметно уменьшилась после свержения монархии. В Японии дракон также олицетворяет бога дождя; поэтому на территориях храмов часто можно встретить фонтаны в виде бронзовых драконов, извергающих воду из пасти.

    Несси плавает в бассейнах миллионеров

    А есть ли драконы сейчас? Сведения о драконоподбных существах время от времени появляются в средствах массовой информации. Весь мир слышал о чудовище, якобы обитающем в шотландском озере Лох-Несс. Кстати, на берегах озера не так давно найдены останки динозавра, жившего на Земле около 150 миллионов лет назад. Как утверждают палеонтологи, обнаруженные окаменевшие позвонки не имеют никакого отношения к легендарному лох-несскому чудовищу. Озеру "всего" около 10 тысяч лет - оно гораздо младше костей ископаемого. Так существует ли "Несси" на самом деле и если да, то кто это - водяной дракон или чудом выживший динозавр? Последнее утверждение нельзя отмести даже завзятому скептику - попадается же в сети рыбаков кистеперая рыба латимерия, не изменившаяся за несколько миллионов лет.

    Чудовище появилось и в Ливане. Правда, оно сухопутное и, в отличие от Лох-Несского, агрессивное. В начале августа прошлого года гигантская рептилия первый раз появилась в городке Рабие, наведя страху на его жителей. Затем "дракона" встречали в лесном парке Мтэйлиб возле посольства Германии и лицея Иисуса и Марии. Элитные подразделения ливанской жандармерии на лошадях с собаками, при поддержке толпы добровольцев, начали охоту на возмутителя общественного спокойствия. Были прочесаны метр за метром в гористых районах от побережья в районе Антальяса до Наккаша и Бейт аш-Шаара, расположенных на высоте 450 м над уровнем моря. Установлены камеры слежения, подготовлен "корм" - дохлые кошки и шакалы с введенным сильно действующим снотворным. Все усилия, однако, оказались напрасными: дракон затаился. Патрули стражей порядка все же продолжали в ночное время осмотр дорожек вокруг вилл аристократов и нуворишей в самом фешенебельном пригороде ливанской столицы, но кампания в прессе заметно стихла. Однако в середине октября, чудовище снова напомнило о себе. Странное утробное "пение" слышали ночью жители Дик эль-Мехди на высоте 600 м над уровнем моря. Появившись как будто из-под земли, дракон оставил следы лап, помял и поел траву на лужайках, поплавал в шикарных бассейнах у богачей, наследил немного, разорвав пару любопытных кошек. Наконец-то определили размер "дракона" - не менее двух-трех метров, окрас серо-желтый с темными полосками. "Он очень ловок и быстр", - свидетельствовали очевидцы. Как полагает швейцарский ученый Томас Брогле, проживающий в Ливане, уникальная рептилия могла вырасти до таких размеров, скрываясь в заводях и заболоченных местах вдоль течения реки Нахр эль-Кальб, питаясь травой и падалью. "Подобные прецеденты были в других странах. Так появились большие ящерицы типа амазонской игуаны или варана Комодо", - отмечает ученый. По его мнению, возобновление дорожно-строительных работ нынешним летом в Метне и Кесруане могло спугнуть "дракона" и заставить перебраться из насиженного места. Погуляв по живописным окрестностям Бейрута, чудовище скорее всего с первыми дождями возвратится в знакомые заросли, считает Брогле. Мнение ученого не успокаивает жандармов. Бригадир Дервиш Хобейка относится самым серьезным образом к возмутителю спокойствия. "Этот зверь реально существует, мы видели его следы и верим рассказам людей. Зачем им вводить нас в заблуждение?". Между тем многие обыватели по-прежнему считают происходящее "коллективной галлюцинацией". Они убеждены, что "дракон Рабие" повторяет судьбу "Нэсси" из Лохнесского озера.
     

    Источник информации Вести.

    Пятница, 4 июня 2004, 13:17

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы