Председатель ФРС США Алан Гринспэн напугал экономистов туманными обещаниями более решительно, чем они планировали, повышать процентную ставку. В этом случае, говорят эксперты, негативные последствия могут коснуться не только развивающихся стран, но и американского фондового рынка.
Больше года ставка по денежным средства на счетах в ФРС находится на минимальном за 46 лет уровне — 1% годовых. Эксперты ожидают, что на ближайшем заседании комитета 29 июня ставка наконец будет повышена. Большинство из них до вчерашнего дня предсказывали, что повышение будет незначительным — на 0,25 процентного пункта, но к концу года ФРС доведет ставку до 2,25%. Такое изменение уже заложено в цены бумаг на фондовом рынке. Подтверждение своих оценок аналитики находили и в витиеватых речах председателя ФРС Алана Гринспэна.
Однако вчера он поставил под сомнение эти ожидания. "Как вам известно, комитет [по операциям на открытом рынке в составе ФРС] придерживается точки зрения, что ужесточение денежно-кредитной политики может происходить в темпе, который, вероятно, будет размеренным, — сказал Гринспэн. — Это мнение основано на нашем наилучшем, на данный момент, суждении, каким образом будут развиваться экономические и финансовые тенденции в предстоящие месяцы и кварталы". Но, продолжил Гринспэн, если выводы ФРС окажутся неверными, то комитет готов "сделать то, что потребуется для выполнения наших обязательств по поддержанию стабильности цен, чтобы гарантировать максимально устойчивый экономический рост".
Аналитики оценили это заявление как демонстрацию весьма решительных намерений ФРС. "Гринспэн открыл двери для повышений на 0,5%, — цитирует аналитика компании Miller Tabak & Co Тони Грецензи агентство Reuters. — Несмотря на то что он прямо не указал на такое повышение уже на июньском заседании, дорога для этого роста в августе или на следующих заседаниях уже вымощена". В начале торгового дня доходность 10-летних облигаций Казначейства США поднялась с 4,76% до 4,80%, а курс евро по отношению к доллару упал с 1,235 до 1,225.
Начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов проводит аналогию между текущей ситуацией и 1993-1994 гг., когда американские монетарные власти также начали повышать ставки. Спад в начале 1990-х аналогичен спаду в начале этого века, поэтому и повышение ставки будет происходить, как в 1994 г., когда она подскочила с 3% до 6%, говорит Тремасов. Исходя из этого, за предстоящие полтора года ставка поднимется до 4%.
"Агрессивная политика ФРС — это чрезвычайный шаг, — отмечает аналитик инвестбанка "Траст" Николай Кащеев. — Он сигнализирует о том, что в американской экономике не все в порядке". Сценарий осторожного повышения, по мнению Кащеева, был бы более правильным: после каждого повышения можно наблюдать за эффектом и вовремя остановиться. С ним согласен и управляющий портфелем долговых обязательств МДМ-банка Александр Овчинников. Более агрессивная процентная политика, по его мнению, была бы оправданной в случае впечатляющего роста всех индикаторов американской экономики, а говорить об этом пока не приходится.
Любое повышение ставок в США — приговор развивающимся рынкам, напоминают эксперты, и неизбежно приведет к оттоку средств с них. Впрочем, Овчинников указывает, что пострадать может и американский фондовый рынок: при резком увеличении стоимости заемных средств у местных компаний может значительно снизится прибыль, а прочие операционные издержки возрастут. Это вызовет негативную реакцию инвесторов, поясняет он. С другой стороны, размышляет Кащеев, отток капитала с российского рынка выгоден Центробанку, которому сложно бороться с укреплением рубля.
Не слишком радужные перспективы ждут и валютный рынок. Если ФРС показывает, что экономика укрепляется, то, с учетом разницы в процентных ставках в США и ЕС, доллар будет укрепляться, поясняет Овчинников. "Не факт, что сильный доллар выгоден для американских производителей", — отмечает Кащеев.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 9 июня 2004, 09:44
|