"ЛУКОЙЛ" остался единственным российским участником проекта по разработке узбекских газовых месторождений и сосредоточил 90%-ную долю в проекте. Аналитики считают, что у нефтяного гиганта есть все шансы договориться об экспорте газа из Узбекистана через систему "Газпрома".
"ЛУКОЙЛ" вошел в проект по разработке газовых месторождений в Узбекистане еще в 2001 г. вместе с "Итерой". Тогда российские компании и "Узбекнефтегаз" подписали соглашение о разработке Бухаро-Хивинского и Гиссарского нефтегазовых регионов на юге страны. Запасы этих месторождений оцениваются в 250 млрд куб. м природного газа и 10 млн т жидких углеводородов, объем необходимых инвестиций — в $930 млн. "ЛУКОЙЛ" и "Итера" получили по 45% в проекте в обмен на обязательство финансировать его на условиях СРП. В оплату узбекской 10%-ной доли пошли лицензии на разработку месторождений. Разработка месторождений рассчитана на 25 лет, предполагаемые объемы добычи — 8-10 млрд куб. м газа в год. В рамках проекта планируется строительство газохимического комплекса мощностью 6 млрд куб. м газа в год и стоимостью около $250 млн, двух компрессорных станций и магистрального газопровода протяженностью 200 км.
В течение двух последующих лет партнеры так и не приступили к реализации проекта из-за несовершенства узбекского законодательства по СРП. А в сентябре 2003 г. "Итера" вышла из проекта, и 25% ее доли отошли к "ЛУКОЙЛу" и 20% — "Узбекнефтегазу". Большинство аналитиков объяснило это тем, что "Итера" утратила свое влияние на "Газпром", от которого зависит возможность экспорта узбекского газа в Европу. В самой "Итере" говорят, что это произошло потому, что соглашение с "ЛУКОЙЛом" о совместной разработке месторождений утратило силу.
Теперь доля "ЛУКОЙЛа" в создаваемой операционной компании для освоения узбекских месторождений увеличилась с 70% до 90%, а его единственного партнера в этом проекте — государственного холдинга "Узбекнефтегаз" — соответственно уменьшилась с 30% до 10%. Об этом "Прайм-ТАСС" сообщили в узбекской компании. Ее представитель не объяснил причин такого изменения, сославшись на коммерческую тайну. Он лишь заметил, что это решение в настоящий момент взаимовыгодно при реализации проекта в краткосрочной перспективе. Но, по его словам, при успешной реализации проекта в дальнейшем доля "Узбекнефтегаза" может увеличиться.
Немногословным оказался и представитель "ЛУКОЙЛа". Он лишь сообщил "Ведомостям", что именно такое распределение долей соответствует возможностям и желанию сторон нести финансовую ответственность по этому проекту.
Эксперты называют узбекский проект перспективным для "ЛУКОЙЛа". Аналитик группы компаний АВК Мария Радина отмечает, что изменения в узбекском газовом проекте соответствуют зарубежной стратегии "ЛУКОЙЛа" — уходить из тех проектов, где компания имеет миноритарные доли, и увеличивать свое присутствие там, где она является оператором. Она отмечает, что с момента его зарождения "ЛУКОЙЛ" успел наладить хорошие отношения с "Газпромом". В частности, это единственная нефтяная компания, которая смогла договориться с монополией о хорошей цене на свой ямальский газ. Так что и по Узбекистану они, вероятно, договорятся, прогнозирует Радина.
Сергей Суверов из банка "Зенит" тоже позитивно оценивает этот проект. "С учетом того что затраты на добычу газа в Узбекистане невысокие, проект будет рентабельным", — прогнозирует он. Однако на добрую волю "Газпрома" Суверов надежд не возлагает. "Свободу транзита среднеазиатского газа по территории России в будущем обеспечит требование ВТО об общедоступности трубопроводов", — полагает эксперт.
В "Газпроме" же говорят, что возможность транзита в каждом конкретно случае определяется техническими возможностями и загрузкой трубы.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 10 июня 2004, 12:21
|