финансовая компания PROFIT HOUSE
  • Котировки акций
  • Лидеры роста-падения
  • Интернет-трейдинг QUIK  
  • Открыть счет
  • Раскрытие информации

  • 115114, Россия, Москва,
    Дербеневская набережная, дом 11, корпус А, помещение 80.
    Тел: (495) 232-3182; факс: (495) 795-3290
    http://www.phnet.ru; client@phnet.ru
        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Версия для печати 
       
    Обзоры и прогнозы

    Англо-голландская нефтяная компания может лишиться крупных африканских месторождений из-за конфликта, который сама же и спровоцировала

    К 2008 г. RoyalDutch/Shell может выйти из своих нигерийских нефтегазовых проектов, которые обеспечивают около 10% добычи компании, из-за обострения внутриполитической обстановки в стране. Об этом со ссылкой на неофициальный доклад, представленный на днях руководству компании, сообщило влиятельное британское издание The Financial Times. По мнению экспертов, выводы составителей доклада преувеличивают сложности Shell в Нигерии и эта компания не должна стать жертвой местных "разборок", которые сама же и спровоцировала. Однако теперь ее работа в стране может быть ограничена только шельфовыми проектами, ей придется восполнять запасы нефти за счет разработки месторождений в других регионах, в первую очередь в России. Впрочем, эксперты отмечают, что Shell не станет без оглядки менять нигерийские риски на российские. Активизации компании в нашей стране стоит ожидать только после того, как первые положительные результаты работы в России покажет другая иностранная компания - ТНК-BP, и не раньше 2005 г., когда в силу вступят новые новации в налоговом законодательстве.

    Англо-голландская RoyalDutch/Shell наряду с компаниями BP и ExxonMobil входят в тройку крупнейших мировых производителей нефти. По итогам 2003 г. выручка компании составила 12,5 млрд долл., что на 29% больше, чем годом ранее. Около 10% от общего объема добычи компании приходится на Нигерию. В этой стране компания имеет 30%-ную долю в контролируемом государством акционерном обществе, которое добывает около половины из официальных 2 млн баррелей нефти, ежедневно поставляемых Нигерией на мировой рынок. Shell не раскрывает объем своих нигерийских резервов нефти и газа, однако известно, что большая часть из африканских запасов компании (2,37 млрд баррелей) приходится именно на Нигерию. С начала 2004 г. Shell несколько раз пересматривала уровень имеющихся в ее распоряжении запасов сырья в нефтяном эквиваленте. В первую очередь в сторону сокращения были пересмотрены именно нигерийские запасы.

    Как стало известно в конце прошлой недели, неприятности RoyalDutch/Shell в Нигерии могут продолжиться. В соответствии с данными доклада "для служебного пользования", представленного новому руководству компании сторонними консультантами, не исключено, что Shell придется вовсе отказаться от разработки месторождений в Нигерии к 2008 г. Дело в том, что в этой стране не прекращается конфликт между местными общинами и правительством. Распределяя контракты между подрядчиками, пытаясь получить доступ к месторождениям и вступая в контакт с представителями общин, Shell и другие иностранные нефтяные компании подливают масла в огонь противостояния. Наиболее опасная ситуация складывается вокруг разработки месторождений Shell в дельте реки Нигер.

    Впрочем, опрошенные RBC daily эксперты не склонны драматизировать положение Shell в Нигерии. "Вывод о том, что RoyalDutch/Shell может уйти из Нигерии, основывается на внутреннем исследовании компании по отдельному нигерийскому проекту, а именно по месторождениям в дельте Нигера, - сказал RBC daily аналитик The Economist Intelligence Unit (EIU) Дэвид Кован (David Cowan). - Однако в настоящее время свое будущее в этой стране компания связывает не с дельтой реки, а с шельфовыми месторождениями. Она будет медленно продавать доли в своих материковых проектах государственной нефтяной компании Нигерии и другим местным производителям, но говорить о том, что Shell совсем уйдет из Нигерии, нельзя. Корректней будет ожидать, что компания реструктуризирует свою добычу в этой стране".

    Несмотря на это, вероятность выхода компании из ряда проектов в Нигерии после того, как в результате пересчета запасов Shell уже лишилась 23% своей нефти, должна стимулировать ее активность в других странах, прежде всего в России, считают эксперты. "Работать при стабильном политическом и экономическом режиме удобней, чем в регионе, где работа сопровождается забастовками и есть опасность вооруженных конфликтов. Поэтому Shell будет все больше концентрироваться на России", - сказал RBC daily аналитик ИК "Антанта-Капитал" Александр Блохин. По его мнению, интерес Shell к России может еще больше усилиться после президентских выборов в США, намеченных на ноябрь этого года. "При всех колебаниях политического курса американской администрации власти США будут побуждать транснациональные нефтяные компании развиваться в России для диверсификации источников поставок углеводородов в страну. Одно время подобные разговоры поутихли, но в последнее время вновь начались на фоне напряженности на "Большом Ближнем Востоке". Развитие этой темы будет зависеть от того, кто станет у власти в США после выборов. Если президентом станет Джим Керри, то не исключено, что энергодиалог России и США ускорится - ведь в своей энергетической стратегии этот кандидат на главное кресло Америки подчеркивал, что он намерен бороться не только за увеличение мировой добычи нефти, но и за расширение круга поставщиков", - считает он. Кроме того, этому может способствовать ожидаемая переоценка отечественных запасов нефти (в соответствии с некоторыми данными, в результате отечественные запасы углеводородов увеличатся в 3 раза - с 60 до 180 млрд т).

    Однако ожидать, что Shell попросту поменяет Нигерию на Россию, как в свое время это сделала компания British Petroleum, купив ТНК, вряд ли стоит. Скорее всего, Shell в России пойдет по тому же пути, что и в Нигерии, и сделает ставку на месторождения, разработка которых предусматривает режим СРП, чему пример - уже запущенные проекты компании. "Крупнейшие нефтяные компании традиционно предпочитают работать в развивающихся странах на условиях СРП, будь то Нигерия или Россия, - сказал RBC daily аналитик "МДМ-Банка" Антон Затолокин. - Российские власти предпочли бы видеть иностранные компании работающими в рамках российского налогового законодательства. Исключение готовы делать только для шельфовых проектов, которые требуют более значительных инвестиций. В прошлом году RoyalDutch/Shell согласилась разрабатывать Салымское месторождение в Западной Сибирина условиях текущего налогового законодательства. На Сахалине компания работает в режиме СРП. Штокмановское месторождение также предусматривает этот режим". Кроме того, Shell начнет активную деятельность в России не раньше, чем первые положительные результаты покажет в нашей стране ТНК-BP. "Если в среднесрочной перспективе эта компания будет стабильно работать и показывать хорошие результаты, это станет сигналом для других вкладывать в Россию, - полагает Антон Затолокин. - Изменения в отраслевом законодательстве также останавливают инвесторов. Западные компании ждут, что появится в результате текущих изменений в налоговом законодательстве и законодательстве о недрах. Только потом можно будет говорить о реальных инвестициях".
     

    Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".

    Вторник, 15 июня 2004, 15:10

     
                                                                                                                                                                                                     

     

        
     PHnet.ru 
     На страницу для просмотра 
     Отправить на принтер 
     Вверх страницы