Завтра, 18 июня, вступает в силу закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который к 2007 г. должен отменить почти все препятствия для свободного хождения капитала в Россию и из нее. Однако его положительный эффект, пусть даже на время, способны перекрыть серьезные ограничения, вводимые в подзаконных актах ЦБ. В частности, ЦБ намерен обязать банков резервировать 3% от суммы привлеченных за рубежом средств, что приведет к повышению процентных ставок при кредитовании ими российских предприятий и усилит конкурентоспособность зарубежных кредитных организаций. Помимо этого, некоторое время после вступления закона в силу предприятиям и банкам придется играть по непонятным правилам, поскольку часть необходимых инструкций для работы закона до сих пор не принято.
Закон является плавным переходом к полной либерализации валютного регулирования и рассчитан на 2,5 года. В 2007 г. все ограничения предполагается снять. Единственное ограничение, которое останется, - это требование об обязательной репатриации валютной выручки и после так называемого переходного периода, который продлится с момента вступления закона до 31 декабря 2006 г. Обязательная продажа валютной выручки осуществляется в размере, установленном Банком России, но не выше 30% от суммы валютной выручки. Новая версия валютного закона отменяет основные ограничения валютных операций, включая обязательную продажу организациями части валютной выручки. Однако вводятся новые инструменты воздействия на валютные операции: режим специального счета (спецсчета открываются в уполномоченных банках) и обязательное резервирование. Центробанк получает право при ввозе капиталов в Россию потребовать провести деньги через отдельный счет в банке и задепонировать до 20% от суммы сделки. При ввозе капитала ЦБ может потребовать заморозить на 2 месяца 100% вывозимых средств. Принимать решение о резервировании средств по согласованию с правительством может Центробанк.
Несмотря на положительную со всех сторон идею либерализации валютного регулирования, у представителей банковского сообщества множество претензий к новому закону. В частности, Ассоциации российских банков (АРБ) кажется опасной отмена валютных ограничений с 2007 г. По мнению исполнительного вице-президента АРБ Андрея Емелина, закрепление в законе жесткого отказа с 2007 г. практически от любых видов валютных ограничений - "это принципиально неправильно, противоречит мировой практике и совершенно неадекватно уставу МВФ, который предусматривает запрет на введение ограничений лишь в части текущих переводов". "То, что мы здесь бежим на опережение всего мира, притом что нас об этом никто не просит, на мой взгляд, не нужно и доказывает, что закон - лобби определенных групп экспортеров. Как известно, его принятие лоббировал РСПП", - сообщил RBC daily Андрей Емелин. По его мнению, отмена ограничений по валютному регулированию может отпугнуть инвесторов. "Простая отмена всех ограничений может сделать рынок абсолютно неуправляемым и чрезвычайно интересным для всякого рода спекулянтов, поскольку для них неустойчивый рынок - это источник прибыли. Повысится привлекательность нашего рынка не для хороших инвесторов, а для спекулянтов", - считает Андрей Емелин.
Банкиров больше всего волнует то, что либеральный со всех сторон закон может оказаться хуже прежнего. "Сегодня появляются инструкции ЦБ, в том числе временная инструкция о порядке открытия счетов, которые хотят ограничить перемещение капитала из России в другие страны и наоборот. Вдруг оказывается, что либеральный закон создает большие проблемы для поддержания макроэкономической стабильности в стране, и вводятся ограничения более жесткие, чем были ранее. Например, получение кредитов банками у зарубежных банков предложено резервировать на уровне 3%. Если раньше банки без особых проблем осуществляли заимствования средств за рубежом, ввозили капитал в страну и кредитовали своих клиентов, то теперь они должны нести дополнительные издержки", - сообщил RBC daily директор аналитического центра Банка Москвы Александр Пенкин. Такое поведение властей ему кажется непоследовательным: "Ведь когда проталкивали закон, говорили, что ограничения не нужны, а теперь их вводят подзаконными актами". Несмотря на это, действие некоторых ограничений будет длиться только в течение переходного периода, они успеют причинить ощутимый вред банкам. "Введение резервов на иностранные кредиты приведет к удорожанию займов для российского реального сектора экономики российскими банками. А конкурентоспособность зарубежных банков, которые напрямую кредитуют российского производителя, повысится. Выходит, что закон не преследовал цели повышения конкурентоспособности банковской системы РФ", - уверен г-н Пенкин. С этим мнением согласна и начальник управления валютного контроля "МДМ-Банка" Наталья Дуканич. "Несмотря на заявленный ранее курс на либерализацию валютного законодательства, новый закон дает Банку России и правительству широкие возможности по регулированию валютных операций, - выразила она свое мнение RBC daily. - Есть опасения усиления бюрократизации при проведении банками валютных операций в связи с изданием ЦБ новых нормативных актов, а также возложением на банки несвойственных им функций, ранее закрепленных за таможенными органами. К сожалению, это вызовет неизбежный рост затрат банков, в том числе на расширение и переобучение кадрового состава, разработки нового программного обеспечения, а также существенно усложнит технологию совершения банковских услуг".
Введение жестких инструкций банкиры также объясняют тем, что ЦБ и Минфин принимали суперлиберальный закон под давлением определенных кругов и при этом недооценили опасность перемещения горячих денег. А потом жизнь заставила взглянуть на этот вопрос по-новому. По версии Александра Пенкина, это произошло сразу после того, как в 2003 г. России был присвоен близкий к инвестиционному рейтинг, который привел к всплеску на фондовом рынке. "В начале этого года капитал тоже быстро притекал в Россию, а потом столь же быстро уходил, потому что валютные спекулянты видели, что рубль укрепляется, можно было получить приличную валютную премию. Они ввозили капитал в расчете на дальнейшее повышение рубля, а потом ситуация стабилизировалось, и регулятор понял, насколько опасны такие перемещения. Однако в суперлиберальной версии закона у них не осталось инструментов. Теперь они воссоздают их в инструкциях", - считает представитель Банка Москвы.
Недоразумений, по мнению банкиров, можно было бы избежать, если бы закон не принимался в сильной спешке. "Я знакомился с поправками к этому закону, общее количество которых составляло более 400, и все они были отметены Думой, которая приняла этот закон в течение 15 минут, - говорит Александр Пенкин. - Столь спешное принятие этого закона, на мой взгляд, не было нужно. И введение его в действие может породить много проблем для банков. Во-первых, закон облегчает осуществление трансграничных операций. А в условиях слабой банковской системы это будет вести к ее дальнейшему ослаблению. Кроме того, поскольку экономика России деформирована в сторону сырьевых отраслей, работающих на экспорт, то можно ожидать, что при каком-то неблагоприятном развитии ситуации этот высокомонополизированный бизнес будет выводить финансовые потоки из России. Закон этому способствует, и даже не просто способствует, а где-то подталкивает. Отсюда вытекают проблемы для бюджета страны, потому что налоговая база будет сокращаться. Мне лично принятие этого закона представляется странным. Хотя понятно, почему такую активную позицию по его лоббированию занимали некоторые члены РСПП". Спешка привела и к чисто техническим проблемам: из двадцати нормативных актов, необходимых для регулирования этого закона, по информации АРБ, вступили в силу только пять. Восемь нужных инструкций были приняты Банком России только 7 июня. "До сих пор они даже не поступили в Минюст. Когда они будут зарегистрированы и опубликованы, никто не знает, включая ЦБ, - говорит Андрей Емелин. - 18 июня нам приступать к работе по новому закону, как - непонятно".
Несмотря на обилие критики в адрес закона и РСПП, в "союзе олигархов" считают новую редакцию закона настоящим прорывом. "Раньше у нас был закон о валютном регулировании на двух страницах и более 500 подзаконных актов. При этом все ограничение валютного законодательство элементарно обходились. Если сравнивать с правилами дорожного движения, то раньше у нас были такие правила: на красный, желтый и зеленый свет - стоять, а с маячком и со спецномером можно куда угодно. У всех олигархов были индивидуальные разрешения, они открывали где угодно счета, проводили любые операции, - сказал RBC daily заместитель председателя комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП Станислав Воскресенский. - В законе есть всего лишь один большой недостаток, который, к сожалению, перекрывает все его достоинства: возможность введения резервирования средств Центробанком. Это то, против чего мы боролись, но это не удалось сломить. Это была идея лично Игнатьева, и она проводилась в Думе Улюкаевым, Вьюгиным и Корищенко".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 17 июня 2004, 16:00
|