"Аэрофлот" продолжает обновлять свой самолетный парк. В ближайшие шесть лет авиакомпания намерена закупить ближнемагистральные машины на сумму около $600 млн. Эксперты считают, что у наших авиастроителей есть шанс получить этот контракт, только если их поддержит правительство.
"Аэрофлот" - национальный российский перевозчик, эксплуатирует 93 самолета, в том числе 27 - иностранного производства. В 2003 г. "Аэрофлот" перевез 5,8 млн пассажиров, выручка компании составила 48,5 млрд руб., чистая прибыль - 4 млрд руб. Контрольный пакет акций "Аэрофлота" принадлежит государству, около 30% - Национальной резервной корпорации (НРК), около 10% - менеджменту.
В 1999 г. правительство разрешило "Аэрофлоту" беспошлинно ввезти 27 самолетов, произведенных за рубежом. В рамках этой квоты "Аэрофлот" и провел реструктуризацию своего парка дальнемагистральных самолетов, заменив старые Boeing-737 и Airbus-310 на более эффективные Airbus-320. При этом отечественные машины аналогичного класса — Ил-96 — "Аэрофлот" закупать не стал.
Но в 2005-2006 гг. "Аэрофлот" ожидает массовое выбытие ближнемагистральных самолетов — Ту-134 и Ту-154, на которые приходится около 30% его парка. "Нам нужны ближнемагистральные самолеты вместимостью от 70 до 100 человек с дальностью полета до 2500 км. Они заменят "тушки" на внутрироссийских маршрутах и рейсах в Европу и ближнее зарубежье", — говорит начальник службы планирования и развития парка воздушных судов "Аэрофлота" Сергей Колтович. По его словам, до 2010 г. компании понадобится закупить около 50 региональных самолетов, при этом "Аэрофлот" ориентируется на стоимость техники до $12 млн за самолет ($120 000 за кресло). Среди самолетов, которые интересуют "Аэрофлот", Колтович называет CRJ-700 производства канадской Bombardier, бразильские самолеты Embraer 170 и 190, Russian Regional Jet (RRJ) корпорации "Сухой" и Ан-148, который собирается выпускать по украинской лицензии Воронежский авиастроительный завод (ВАСО). Региональный самолет Ту-334 производства ОАО "Туполев" Колтович называет "машиной старого поколения", ведь она требует трех, а не двух членов экипажа и не устраивает "Аэрофлот" по техническим характеристикам. При этом "Аэрофлот" хотел бы иметь дело с одним типом ближнемагистрального самолета.
Российские производители самолетов надеются, что "Аэрофлот" сделает выбор в их пользу. Гендиректор лизинговой компании "Ильюшин-Финанс" Александр Рубцов обещает, что серийный выпуск Ан-148 на мощностях ВАСО будет налажен в 2006 г., а ориентировочная стоимость машины составит около $16-18 млн. "Не знаю, где "Аэрофлот" возьмет самолеты за $12 млн, — говорит Рубцов. Он также рассчитывает, что правительство не будет предоставлять "Аэрофлоту" новые льготы на ввоз "иномарок". О намерении поставлять самолеты "Аэрофлоту" говорит и пресс-секретарь компании "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Каюкова. Правда, по ее словам, серийное производство RRJ начнется лишь в 2007 г., а его стоимость пока не раскрывается.
"Проект RRJ, несмотря на авторитетных участников, пока находится в зачаточном состоянии. А вот Ан-148 имеет неплохие шансы. Ведь этот проект инициировала компания "Ильюшин-Финанс", совладельцем которой выступает НРК", — рассуждает аналитик ОФГ Елена Сахнова.
"Российский авиапром с годовой выручкой $70 млн не имеет шансов выиграть в этом тендере, если только правительство не обеспечит его бюджетной поддержкой в прямой и косвенной форме на $1,5 млрд до 2010 г. Выиграют иностранные производители, а правительство будет продолжать изображать протекционизм", — говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 30 июня 2004, 10:15
|