Ожидаемый рост процентных ставок может обернуться большими неприятностями для российских банков, активно привлекавших дешевые и короткие западные ресурсы и вкладывавших их в длинные рублевые инструменты. Перезанять деньги у коллег будет трудно из-за кризиса доверия на межбанковском рынке.
Сегодня Федеральная резервная система (ФРС) США решит, пришла ли пора повышать учетную ставку. В положительном решении участники рынка почти не сомневаются: большинство из них полагают, что ставка поднимется на 0,25 базисного пункта — с 1% до 1,25%. И это только начало, считает аналитик банка "Зенит" Константин Павлов. Он не исключает, что постепенно ставка доберется до 3% или даже 4% годовых. Решение ФРС — не просто разовое повышение ставки, оно означает, что эра дешевых денег закончилась, соглашается начальник отдела анализа долговых обязательств "НИКойла" Борис Гинзбург.
Готовиться к развороту инвесторы начали заранее, а в апреле началась повальная распродажа теряющих привлекательность активов. Прежде всего пострадали обязательства развивающихся стран, в том числе и России. Доходность суверенных евробондов "Россия-30", по данным инвестбанка "Траст", выросла с апреля более чем на процентный пункт до 7,9% годовых. Не избежали продаж и самые надежные долговые инструменты. Доходность 10-летних американских казначейских обязательств с конца марта выросла тоже на процентный пункт примерно до 4,5% годовых.
Разворот мирового рынка капитала, отмечает Гинзбург, ставит под вопрос бизнес-модель большинства инвесторов, в том числе и российских, построенную на привлечении дешевых краткосрочных ресурсов для финансирования покупок долгосрочных бумаг. Такая стратегия, напоминает управляющий фондом УК "Метрополь" Андрей Беспалов, очень популярна среди наших банков. Тем более что в прошлом году им удалось полностью восстановить свою репутацию на Западе, запятнанную кризисом 1998 г.
Первые после кризиса займы на Западе российские банки получили в 2000 г., но к концу 2002 г., по данным ЦБ, их внешний долг увеличился всего на $6,5 млрд. В прошлом году этот показатель вырос на $10,6 млрд. Причем более половины этого прироста ($6,1 млрд) обеспечил последний квартал. Бум иностранных заимствований продолжился и в этом году. За первые четыре месяца только за счет выпуска еврооблигаций банкиры привлекли почти $2 млрд. Между тем, отмечает Гинзбург, на разнице в ставках играли не только банки, имеющие доступ к дешевым западным деньгам. "Многие привлекали средства и на межбанке, где однодневные деньги долгое время стоили не больше 1-2% годовых", — говорит он. Доходность облигаций компаний первого эшелона в начале этого года находилась на уровне 8-9% годовых. В принципе, это нормальный банковский бизнес — привлекать короткие деньги и выдавать длинные кредиты, считает аналитик "Ренессанс Капитала" Павел Мамай, но для этого надо иметь стабильную базу рефинансирования, чего у наших банков нет. На внутренний рынок рассчитывать не приходится, добавляет сотрудник одного из крупных банков, кризис доверия нанес значительный удар межбанку и не на шутку встревожил вкладчиков, поспешивших забрать свои деньги. Банковский кризис отложит наметившееся удлинение банковских пассивов, соглашается аналитик "Атона" Алексей Ю.
Банки стали заложниками западных кредиторов, которые при неблагоприятной конъюнктуре в лучшем случае предложат слишком дорогое рефинансирование, а в худшем — вообще откажутся от сделки, предупреждает Беспалов. К тому же многие кредиты привлекались по плавающей ставке. Например, к трехмесячному LIBOR привязали свои евробонды Сбербанк и Внешторгбанк. Но даже при оптимистичном сценарии, отмечает Беспалов, проблем удастся избежать только в том случае, если российское правительство за 5-6 лет сможет снизить инфляцию до 3-5% в год (в этом году она прогнозируется на уровне 10%). Тогда удорожание рефинансирования будет компенсировано менее значительным, чем сегодня, обесценением инвестиций внутри страны, поясняет Беспалов. Но Ю из "Атона" советует не сгущать краски. "На Западе рефинансируются только крупные банки, работать с которыми иностранцы вряд ли откажутся, — убежден он. — А внутренний долговой рынок поддержат высокие цены на нефть, служащие дополнительным источником дешевого капитала".
Крупные и средние банки достаточно сильно завязаны на западные деньги, признает управляющий директор МДМ-банка Никита Ряузов. Он убежден, что проблем с привлечением у них не возникнет, хотя сделать это дешевле, чем раньше, им вряд ли удастся. Рост мировых процентных ставок, по мнению Ряузова, скажется лишь на рентабельности банковских операций. Но до убытков дело не дойдет, уверен банкир, отрицательной маржа не станет.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 30 июня 2004, 10:22
|