Банковский кризис вступил в новую фазу: вчера платежи остановил один из крупнейших российских банков, Гута-банк. Всего за месяц клиенты забрали из него треть денег. Теперь частные банки готовятся отражать набег вкладчиков. А "Гута" надеется получить стабилизационный кредит и ведет переговоры о продаже бизнеса Внешторгбанку.
О проблемах Гута-банка заговорили в начале июня, когда агентство "Интерфакс" распространило сообщение годичной давности об обысках в банке в связи с нарушениями закона о противодействии отмыванию преступных доходов. Незадолго до этого за такие же нарушения с треском лишился лицензии Содбизнесбанк, а председатель ФСФМ Виктор Зубков предупредил, что имеет претензии еще к десятку банков.
Несмотря на преклонный возраст сообщения "Интерфакса", оно не прошло бесследно. Во вчерашнем сообщении Гута-банка приостановка его работы объясняется тем, что за месяц клиенты забрали из банка более 10 млрд руб., или более трети его обязательств.
К обеду перед центральным отделением банка в Орликовом переулке собралось около 20 клиентов, но внутрь пускали лишь сотрудников "Гуты". Объявление на дверях гласило, что банк "временно не работает". Даже сотрудник МНС, принесший требование о предоставлении документа, не был допущен в экспедицию — охранник посоветовал воспользоваться услугами почты.
Один из клиентов, представившийся Андреем, говорит, что у него вклад в "Гуте" на 100 000 руб. Он был в отъезде, когда жена сообщила о проблемах "Гуты", и отправил ей доверенность, однако в понедельник снять деньги не удалось — банк нашел ошибку в документе. Гораздо больше зависло у вкладчицы Аллы — она копила на двухкомнатную квартиру. Если банк не вернет ей деньги, она обещает подать иск к президенту, обещавшему, по ее словам, не допустить банкротства банков.
Обещанного к вечеру официального заявления банка так и не последовало. "Если банк не урегулирует ситуацию за день-два, то шансов почти нет", — резюмировала пожелавшая сохранить анонимность бухгалтер торговой фирмы — клиента Гута-банка. При этом она уточнила, что отправленный в первой половине дня по эквайрингу платеж из торговой точки на 300 000 руб. прошел в банк.
"За неполный месяц банк потерял 20% активов, и я не знаю банка, который может устоять при таких слухах", — говорит заместитель гендиректора "Мосэнерго" по экономике Владислав Назин. Многие из опрошенных "Ведомостями" партнеров или клиентов банка считают, что причиной его проблем стали слухи о том, что у "Гуты" есть проблемы. "Ситуация [с Гута-банком] внеэкономического характера, — соглашается президент Ассоциации региональных банков "Россия" Александр Мурычев. — Наверное, в каждом банке есть некие трудности, но, когда обрушивается целый массив черного пиара, ни один банк не выдержит наплыва клиентов, изымающих деньги".
По словам источника в группе "Гута", в последнее время предприятиям группы пришлось кредитовать банк и теперь они являются не только акционерами, но и крупными кредиторами банка. А другой сотрудник "Гуты" на условиях анонимности рассказал, что большая часть ушедших из банка за последний месяц 10 млрд руб. — это были "деньги энергетиков и "телекомов".
Разыскать крупных клиентов "Гуты" в телекоммуникационной отрасли "Ведомостям" не удалось. Правда, в "Связьинвесте" обмолвились, что "приняли все необходимые меры", чтобы уменьшить потери из-за проблем банка.
А энергетические компании действительно плотно сотрудничали с "Гутой". Хотя финансовый директор РАО ЕЭС Дмитрий Журба признает, что с тех пор, как стало известно о неприятностях "Гуты", остаток средств на счетах АО-энерго в банке "существенно" сократился. Цифру он не назвал, но на 1 июля остаток превышал 970 млн руб. В самих энергокомпаниях отказываются говорить, выводили ли они деньги из "Гуты". Но топ-менеджер одной из региональных энергосистем рассказывает, что еще 17 июня появилось распоряжение РАО "ЕЭС России" "не производить досрочного погашения кредитов перед ЗАО "Гута-банк" без разрешения финансового директора холдинга Дмитрия Журбы". Энергохолдинг опасался, что банк потребует досрочного погашения задолженности, признает Журба.
А вот по информации одного из депутатов Госдумы, июньский отток средств из Гута-банка спровоцировали предприятия промышленной группы "Гута", выводившие деньги со счетов. И именно этим он объясняет нежелание ЦБ давать банку стабкредит — якобы правительство сейчас пытается заставить группу "Гута" вернуть активы в банк, говорит он.
По словам осведомленного источника в Белом доме, с понедельника руководство Гута-банка ведет переговоры с Центробанком и ВТБ, чтобы найти выход из кризиса. Однако вчера переговоры не дали результата: по сведениям чиновника, председатель ЦБ Сергей Игнатьев против выделения "Гуте" стабкредита. "Более предпочтительным вариантом пока [выглядит] покупка Гута-банка вместе с его активами Внешторгбанком", — сообщил источник.
А один из руководителей Центробанка сообщил "Ведомостям" лишь то, что сейчас идут "активные консультации между Гута-банком и заинтересованными российскими банками, которые могут способствовать решению проблемы Гута-банка при содействии Банка России". Получить официальные комментарии во Внешторгбанке "Ведомостям" вчера не удалось.
**********************************************************************************
Клиенты и партнеры Гута-банка успели подготовиться к остановке платежей. Большинство опрошенных "Ведомостями" компаний утверждают, что на их счетах в банке незначительные суммы, платежная система Visa заблокировала операции по картам "Гуты", а на ее сайте уже есть форма заявления на переход к другому брокеру для работы на фондовом рынке.
Хотя на сайте Гута-банка среди клиентов компании перечислены многие предприятия АФК "Система", на самом деле отношения между банком и АФК уже не такие тесные, как в середине 90-х, говорит первый вице-президент АФК "Система" Леван Васадзе, и в последнее время вклады предприятий "Системы" в "Гуте" были "незначительными".
Директор по внешним связям "Мобильных ТелеСистем" Андрей Брагинский говорит, что компания не держала в Гута-банке свободных средств — через этот банк проходила лишь часть расчетов с клиентами и сейчас там зависло несколько десятков тысяч долларов. Аналогичные комментарии дал и директор "ВымпелКома" по связям с общественностью Михаил Умаров.
"Московская сотовая связь" (МСС) прекратила прием всех платежей по картам Гута-банка независимо от способа платежа: по методу безакцептного списания средств, в операционных кассах, банкоматах, по Интернету, мобильному телефону или MMS. Прекратил прием платежей по кобрэндинговым картам Гута-банка и "Ростелеком". Руководитель пресс-службы "НТВ-Плюс" Анастасия Казакова говорит, что прием платежей от абонентов через Гута-банк пока не заблокирован. "Но мы рекомендуем нашим абонентам пользоваться услугами других банков или платежных систем", — добавляет она.
Продолжает принимать платежи за телекоммуникационные услуги через отделения банка и его карты и компания "Зебра Телеком". "Хотя процент таких платежей в доходах всегда был незначительным", — добавляет гендиректор Виктор Каледин.
Есть счет в Гута-банке у московского филиала "ЦентрТелекома", но сумма на нем была небольшой. "За последние дни приняты все необходимые меры, и мы убытков не понесем", — говорит замдиректора департамента по информационному обеспечению "Связьинвеста" Юлиана Соколенко. "У нас есть счета в Гута-банке, но проблемы "Гуты" на нас не отразились — на этих счетах не было денег", — заявил "Ведомостям" представитель "Тюменьэнерго".
"Брянскэнерго" счетов в "Гуте" не имеет, но рассчитывало взять у банка кредит на 87 млн руб. "Мы посмотрели по рейтингу — вроде солидный банк, имеет устойчивое финансовое положение", — объясняет этот выбор специалист "Брянскэнерго". О неприятностях "Гуты" он узнал от корреспондента "Ведомостей" и пообещал "разобраться", ведь компания по-прежнему рассчитывает на обещанный кредит.
Среди клиентов "Гуты" и крупнейшая энергосистема "Мосэнерго", но замгендиректора по экономике Владислав Назин утверждает, что на эти счета приходятся "доли процента" от выручки и поэтому его компании проблемы банка не коснулись. Он рассказывает, что банк боролся до конца: до вчерашнего дня проводил платежи и выдавал вклады.
В Гута-банке держали свои счета компании, управляющие московскими ресторанами "Ростик Групп". Кроме того, "Гута" была эквайринговым банком для этих ресторанов и вместе с "Гутой" "Ростик" выпускал карточку "Visa Почетный гость", которая выдавалась постоянным посетителям. "Сегодня мы временно приостановили прием карт Visa и MasterCard в московских ресторанах", — говорит директор по связям с общественностью "Ростик Групп" Валерия Силина. Потери "Ростик Групп" она считает минимальными: фактически они ограничиваются оборотом по карточкам за последние несколько дней (в "Гуте" зависли платежи из ресторанов с прошлой среды). Компании "Ростик Групп" денег на счетах в Гута-банке "практически не оставляли", утверждает Силина. Сейчас, по ее словам, финансовый департамент "Гуты" ищет других операторов эквайринговых услуг.
По данным Гута-банка, он выпустил более 500 000 карт.
Представитель процессинговой компании UCS, которая считается крупнейшим в России эквайером по международным картам, говорит, что UCS не блокировала карты Гута-банка. А вот в пресс-службе Visa Int. сообщили о блокировке операций по картам этой международной платежной системы, выпущенным Гута-банком. В Visa это называют "вынужденной мерой". Если в одном из банков — членов Visa происходит активное снятие наличности, его карточные операции блокируются во избежание проблем с ликвидностью у других банков.
Проблемы возникли и у управляющей компании "Монтес Аури", для которой Гута-банк выполнял функции брокера и агента по выкупу и размещению паев. Расчеты с пайщиками тоже шли через этот банк. Уже вчера в УК хлынул паток пайщиков с заявками на погашение паев, но выплаты пока не проводятся — правила фондов допускают отсрочку в две недели.
По словам генерального директора УК "Монтес Аури" Сергея Стукалова, в минувшую пятницу УК перевела все денежные активы фондов в ценные бумаги и сейчас ведет переговоры с "Тройкой Диалог" о брокерском обслуживании, чтобы реализовывать часть активов ПИФов и рассчитаться с пайщиками. "Думаю, что уже завтра у нас будет расчетный счет в Сбербанке", — добавил Стукалов.
Клиенты Гута-банка, работавшие на рынке ценных бумаг через систему интернет-трейдинга "Гуты", говорят, что телефон в клиентском отделе со вчерашнего дня не отвечает. Зато на сайте Гута-банка вчера появились формы поручения клиентов на перевод ценных бумаг другому брокеру.
Комментарий от "Профит Хауз":
Если коротко охарактеризовать ситуацию в России - штормит.
Можно даже представить как бизнесмены в России, на шхуне (лодка была в 1997 -1998 году) пытаются справиться с непогодой.
От легкой ряби на воде начали выпадать люди за борт. Может быть, помочь или, по крайней мере, не мешать утопающим, спасти себя или тем, кто пытается помочь утопающим?
1. Ни кто не может поручиться, что следующая рябь или волна не смоет его самого за борт.
2. На место отсутствующего(их) появятся другой (ие) и не исключено, что вновь прибывшие усилят команду. Неопытность юнг (и) может привести к катастрофе всех в очередную непогоду.
3. Не стоит забывать следующую мудрость - "Плох тот учитель, которого не превзошел ученик". Возможно, учителя у юнг будут очень хорошие или сами вновь прибывшие окажутся умными и по истечению времени, юнга (и) поймет, что он лучше капитана (или других чуть пониже рангом), то кто поручится, что при очередном волнении на воде не поспособствует, чтобы его учитель (я) не оказались за бортом.
Спокойнее двигаться вперед с проверенным экипажем. В бизнесе нет друзей, но есть надежные партнеры, которые проверены с годами!
Источник материала "Ведомости".
Среда, 7 июля 2004, 09:57
|