На российском рынке легковых шин сейчас крутится более $1 млрд. в год. Из них около половины уходит западным производителям. Российские шинники готовы отдать и больше, лишь бы иностранцы купили долю в их собственных заводах.
По данным аналитиков ИК "Проспект", из 34 млн. легковых шин, проданных в России в прошлом году, порядка 10--12 млн. пришлось на импорт (точных цифр нет из-за "серого" импорта шин). Другими словами, сейчас Запад обеспечивает нас резиной для легковушек почти на 40%, и это несмотря на высокую ввозную пошлину -- 6,2 евро за штуку. Вдобавок к этому иностранцы начали переносить в Россию производство: две недели назад свой завод под Москвой открыл французский производитель шин Michelin, а чуть раньше финская Nokian заложила первый камень своего завода в Ленинградской области, который начнет работу уже в следующем году. Западные шинники рвутся в самый прибыльный сегмент нашего шинного рынка -- легковой, его стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет около $1,1 млрд. в год.
Ищу партнера без м/п
В российской шинной отрасли три крупных игрока: холдинг "Сибур", подконтрольный "Газпрому" (Волжский, Омский, Уральский и Ярославский шинные заводы), самый мощный в отрасли завод "Нижнекамскшина" (контрольным пакетом акций владеет "Татнефть"), а также холдинг "Амтел", основным владельцем которого является предприниматель Судхир Гупта (шинные комплексы в Воронеже, Кирове, Красноярске, а также СП "Росава" на Украине).
Тройка лидеров контролирует 8 из 11 шинных заводов, работающих в отрасли, и производит около 90% всех отечественных шин. Все российские заводы выпускают порядка 24 млн. легковых шин в год (см. таблицу) -- этого едва хватает, чтобы покрыть потребность в замене шин на легковых автомобилях, которая, по оценкам Michelin, составляет 23 млн. шин в год. Однако, как уверенно говорят аналитики, потребность в покрышках будет только увеличиваться. Во-первых, ежегодный рост автопарка, насчитывающего сейчас порядка 30 млн. машин, равняется 7--8% в год. Во-вторых, пока российские водители меняют шины чаще, чем европейцы: по словам пресс-секретаря компании "Амтел" Алексея Шакиртдинова, европейцы могут ездить на летней резине 3--4 сезона, тогда как наши не больше 2-3.
Пока шины российского производства конкурируют с импортом благодаря цене. Если на авторынках цена одной покрышки Michelin как минимум $50 (категория премиум, она же класс А), то российская резина стоит либо $30--40 (класс В), либо до $20 (класс С). Чем ниже класс, тем, как правило, хуже качество резины и тем быстрее ее нужно менять. "Причина относительно невысокого качества российских шин, а также их непрезентабельного внешнего вида в устаревшем оборудовании. Самому новому заводу отрасли -- "Нижнекамскшине" -- уже более 30 лет. К тому же, если на Западе основным сырьем для производства шин является натуральный каучук, то в России используют в основном синтетический, а он быстрее теряет свою мягкость на морозе", -- признается генеральный директор российского шинного холдинга "Амтел" Алексей Гурин.
Дрожат, но шины имеют
Все-таки прав был мастер художественного слова Виктор Черномырдин, который сказал как-то про иностранных производителей: "Дрожат, но лезут" -- та же Michelin более трех лет тянула с открытием завода в России. Причем пока отечественным шинникам от присутствия иностранцев, пожалуй, больше пользы, чем вреда. О желании организовать совместное производство с какой-либо западной корпорацией так или иначе объявляли все крупные производители. Более всего повезло Омскому шинному заводу "Сибура" -- уже несколько лет он производит покрышки совместно со словацким Matador, и продукция пользуется большим спросом. А печально известный проект СП Amtel Nokian Tyres приказал долго жить, не отметив и годовщины своего создания.
Еще один вариант сотрудничества -- покупка у иностранцев лицензии на выпуск шин известнейших брендов (так называемая система off-take). На сегодня по такой схеме работает с американской Goodyear только Ярославский шинный завод ("Сибур"). Другие шинники уже неоднократно трубили о собственных планах по off-take ("Нижнекамскшина" -- с итальянской Pirelli, Кировский шинный завод "Амтела" -- с японской Bridgestone), но пока обещанных покрышек автолюбители так и не увидели. Аналитики единодушны во мнении, что наши шинники давно мечтают привлечь кого-либо из западных коллег в стратегические инвесторы: только так возможно поднять качество своих шин и задушить импорт. "Сибур" уже долгое время ведет переговоры с Michelin, Goodyear и Matador о стратегическом партнерстве, но до конкретных договоренностей пока далеко.
Производство шин в России в 2003г. |
|
|
|
|
№ |
Производитель |
Всего в 2003г., тыс. шт. |
Шины для легковых автомобилей, 2003г., тыс. шт. |
Шины для легковых автомобилей, 2002г., тыс. шт. |
1 |
Нижнекамскшина |
10 696 |
6 707 |
6 543 |
2 |
Яршина |
6 307 |
3 950 |
3 453 |
3 |
Омскшина |
5 210 |
2 603 |
2 481 |
4 |
Кировский шинный завод |
3 836 |
2 287 |
1 498 |
5 |
Волтайр |
2 889 |
1 386 |
1 652 |
6 |
Воронежский шинный |
2 213 |
1 431 |
1 137 |
7 |
Московский шинный завод |
2 014 |
1 774 |
1 698 |
8 |
Уральский шинный завод |
1 980 |
1 253 |
1 045 |
9 |
Матадор-Омскшина |
1 528 |
1 528 |
1 373 |
10 |
Сибирская шина |
1 035 |
932 |
543 |
11 |
Барнаульский шинный завод |
405 |
193 |
429 |
12 |
Петрошина |
232 |
- |
- |
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Понедельник, 19 июля 2004, 11:10
|