Председатель правительства России Михаил Фрадков подписал постановление, в соответствии с которым экспортные пошлины на нефть достигнут исторического максимума. С 1 августа нефтяные экспортеры будут отдавать федеральному бюджету по 69,9 долл. с каждой тонны перекачанного за рубеж "черного золота". Экспортная пошлина на нефть, действующая в настоящее время, составляет 41,6 долл. за тонну.
Этот скачок - весьма наглядная иллюстрация к новому механизму таможенно-тарифного регулирования нефтяного экспорта, одобренному Государственной думой по инициативе Минфина России. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были одобрены нижней палатой в конце апреля нынешнего года, без помех миновали Совет Федерации и были подписаны президентом. Их суть состоит в том, чтобы усилить фискальную нагрузку на нефтяную отрасль в случае благоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти и незначительно ее снизить при существенном удешевлении "черного золота".
По новой шкале при цене нефти свыше 25 долл. за баррель ставка экспортной пошлины составит 29,2 долл. за каждую проданную за пределы страны тонну плюс 65% от суммы превышения этого порога (вместо 40% по старым правилам). Как и прежде, размер обложения нефтяного экспорта будет устанавливаться один раз в два месяца на основании мониторинга цен на мировых рынках. За базу принимается стоимость барреля российской нефти марки Urals.
Вводимый с августа размер экспортной пошлины рассчитывается на основании цен за май-июнь. Как сообщил информагентствам анонимный источник в правительстве, средняя стоимость российской нефти марки Urals за период с 1 мая по 30 июня составила 33,58 долл. за баррель по сравнению с 30,53 долл. за баррель за март-апрель. Приблизительно трехдолларовое удорожание "черного золота" обернулось для нефтяных экспортеров обязанностью перечислить казне на 28,3 долл. за тонну больше, чем раньше.
Можно добавить также, что рассчитанный по старым правилам размер экспортной пошлины должен был составить 50,6 долл. за тонну. При условии сохранения мировых нефтяных цен на текущем уровне хотя бы до конца года казна сможет рассчитывать почти на 2 млрд долл. дополнительных доходов только от поставок за рубеж сырой нефти. Однако за рубеж Россия поставляет еще и нефтепродукты, таможенная пошлина на которые составляет 65% от ставки, установленной для обложения нефтеэкспорта. С 1 августа ее размер будет увеличен с 37,5 до 45,4 долл. за тонну. Это обеспечивает казне еще 50-100 млн долл. дополнительных поступлений.
Меж тем глава Минэкономразвития Герман Греф уверяет, что в правительстве заинтересованы в установлении правил игры на нефтяном рынке на длительную перспективу. По его словам, соответствующие предложения чиновники готовы формировать совместно с нефтекомпаниями. Правда, длина горизонта в таком тонком деле - понятие весьма и весьма условное. Достаточно вспомнить, что прежняя шкала экспортных пошлин была относительно молода. Ее базовый вариант был введен в действие в 2001 г. С точки зрения инвестиционного и налогового планирования это не срок.
С другой стороны, в ситуации, когда мировые цены на нефть бьют исторические максимумы и эксперты предупреждают об их возможном снижении, для чиновников выгодно именно долгосрочное закрепление таможенного тарифа. В нынешних условиях, когда наиболее крупные нефтяные экспортеры выглядят изрядно деморализованными "делом ЮКОСа" и туманными намеками руководства правоохранительных органов, их договороспособность, вне всякого сомнения, находится на пике. Сочетание этих двух условий позволит установить еще более эффективные - для бюджета - правила сравнительно честного отъема нефтяной ренты. Вот только кто, помимо непосредственных распорядителей казны, получит выгоду от этого - вопрос весьма непростой.
Отдел экономики
Владимир Федорцов
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Вторник, 20 июля 2004, 11:19
|