"АвтоВАЗ" в 2003 г. смог увеличить свою чистую прибыль по МСФО в 2,6 раза — до 2,9 млрд руб. Это рекордный для компании показатель, но аналитики все равно считают финансовые показатели "АвтоВАЗа" слабыми. По мнению экспертов, завод не смог в полной мере воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке.
"АвтоВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России. По данным ИК "Атон", около 53% акций "АвтоВАЗа" контролируют топ-менеджеры, 8% принадлежат Внешторгбанку, еще около 18% - работникам предприятия. Около 13% акций "АвтоВАЗа" обращаются на биржах и менее 1% конвертированы в GDR, еще 2,05% акций принадлежат государству.
"АвтоВАЗ" наконец-то обнародовал свою консолидированную отчетность за прошлый год по международным стандартам. Как и ожидалось, показатели оказались рекордными за всю историю компании: выручка "АвтоВАЗа", рассчитанная по ISFR, в 2003 г. выросла на 9,4% до 130,7 млрд руб., чистая прибыль увеличилась в 2,6 раза — до 2,9 млрд руб., а прибыль до налогообложения составила 2,6 млрд руб. — в 2,4 раза больше, чем годом ранее. К тому же это первая отчетность "АвтоВАЗа", из которой исчезла оговорка аудитора — PricewaterhouseCoopers о возможной неспособности компании осуществлять устойчивую деятельность и платить по долгам.
В "АвтоВАЗе" заявляют, что рост выручки и чистой прибыли в первую очередь связан с реализацией программы сокращения затрат и повышением эффективности деятельности компании. "Весь 2003 год сопровождался стабильным спросом на автомобильном рынке и отсутствием серьезных сезонных колебаний. В результате наша доля на внутреннем рынке выросла с 41,6% до 42,6%", — отмечает сотрудник компании. К тому же "АвтоВАЗ" в прошлом году увеличил производство [почти на 20 000 шт. — до 609 000], отпускные цены выросли на 8,7% (включая 3,4% за счет включения в цену стоимости доставки автомобилей после введения единых отпускных цен).
Но аналитики говорят, что, несмотря на рост производства и рост спроса, частично прибыль "АвтоВАЗа" за 2003 г. является бумажной. "Компания постоянно пересчитывает свою задолженность перед государством, из-за чего у нее часто возникает то бумажная прибыль, то убыток", — отмечает Максим Матвеев из Альфа-банка. А Денис Нуштаев из "Метрополя" говорит, что столь значительный рост чистой прибыли произошел за счет реструктуризации задолженности перед Минфином и значительного возврата по налогу на прибыль (325 млн руб.). "Это отразилось исключительно в бухгалтерских проводках и к реальному движению денежных средств отношения не имеет", — отмечает он. "Действительно, в отчетности за 2003 г. отражена прибыль в связи с прекращением судебных разбирательств по налогу на прибыль в пользу "АвтоВАЗа". Но это не является основной причиной роста прибыли", — возражает представитель автоконцерна. Среди других факторов роста прибыли он называет увеличение прибыли от участия в СП "GM-АвтоВАЗ" до 333 млн руб. и снижение резервов обесценения основных средств до 501 млн руб.
Но, даже несмотря на рост показателей, аналитики считают финансовые результаты "АвтоВАЗа" слабыми. Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" говорит, что наиболее показательным является значение чистой выручки "АвтоВАЗа", которая выросла на 9,5% до 130,7 млрд руб. "Это сравнительно небольшой рост, особенно на фоне того, что компания увеличила продажи автомобилей на внутреннем рынке в 2003 г. почти на 20 000 шт. — до 609 000", — отмечает она. "Несмотря на повышенные пошлины на ввоз новых иномарок и улучшившийся спрос, прибыльность компании остается на относительно низком уровне", — соглашается Вячеслав Смольянинов из "УралСиба". — "Они могли бы показать результаты получше", — заключает он. Впрочем, Матвеев из Альфа-банка признает, что финансовые показатели "АвтоВАЗа" оказались лучше прогнозов. "Несмотря на то что компания не может расширить свою долю рынка за счет выпуска новых моделей и не в состоянии снизить себестоимость, уровень операционной деятельности у нее остается на уровне 2002 г., что уже неплохо", — отмечает эксперт.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 28 июля 2004, 09:52
|