"Волготанкер" первым из российских пароходств вышел на рынок публичных займов. Компания разместила CLN на $120 млн. Правда, формирование книги заявок происходило до того, как прокуратура обвинила "Волготанкер" в неуплате налогов. Поэтому часть инвесторов могут отказаться от покупки кредитных нот компании.
"Волготанкер" - крупнейшее пароходство в европейской части России, обеспечивает 70% рынка речных перевозок и более 10% экспорта темных нефтепродуктов. Компания эксплуатирует 353 судна общим дедвейтом 1,2 млн т. В 2003 г. "Волготанкер" перевез около 10,5 млн т нефти и нефтепродуктов, его выручка за 2003 г. - 4,2 млрд руб.; чистая прибыль - 11 млн руб. Крупнейшие клиенты "Волготанкера" - "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", ТНК-BP, "Татнефть" и "Башнефть".
--------------------------------------------------------------------------------
Сегодня "Волготанкер" объявит о размещении CLN на $120 млн. Об этом рассказал "Ведомостям" вице-президент компании по связям с общественностью Андрей Клейменов. По его словам, в ходе размещения компания привлекла на эту сумму трехлетний кредит под 9,25% годовых у австрийского Raiffeisen Zentralbank Osterreich. Затем этот заем был конвертирован в CLN (credit linked notes). Лид-менеджером выпуска кредитных нот стал инвестбанк "Траст".
Аналитик "Ренессанс Капитала" Павел Мамай отмечает, что "Волготанкер" первым среди российских пароходств разместил CLN. Клейменов говорит, что полученные средства компания направит на обновление флота и реструктуризацию кредиторской задолженности. Подробности Клейменов раскрывать не стал. Вице-президент "Атона" Александр Агибалов отмечает, что многие суда "Волготанкера" устарели. А заместитель гендиректора "Совкомфлота" Игорь Борисенко говорит, что на полученные средства "Волготанкер" может купить 10 новых судов.
Впрочем, коллеги по цеху не ожидают усиления конкурентной борьбы. Советник заместителя управляющего директора по экономике и финансам Северо-Западного пароходства Владимир Иванов говорит, что обновление флота "Волготанкером" не повлияет на расклад на рынке. Агибалов отмечает, что "Волготанкер" контролирует отдельную акваторию. Поэтому на деятельности других пароходств это не отразится. Более того, Иванов считает, что "Волготанкер" взял дорогой кредит. По его оценке, 9% годовых для европейского банка — "это очень много и эту сумму может дать любой отечественный банк". Ранее Северо-Западное пароходство привлекло кредит у IFC на $100 млн на 12 лет под 4,5% годовых. Впрочем, аналитик "НИКойла" Борис Гинзбург полагает, что ставка по кредиту адекватна среднерыночным показателям, которые составляют чуть больше 10%.
Между тем размещение CLN "Волготанкером" совпало с возбуждением против компании уголовного дела. Прокуратура Самарской области подозревает пароходство в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. Клейменов, равно как и пресс-служба "Траста", не стал комментировать, как действия прокуроров сказались на размещении CLN. Но один из топ-менеджеров "Траста" говорит, что книга заявок закрывалась до того, как прокуратура предъявила претензии "Волготанкеру". По словам источника, покупателей бумаг было несколько, но самого банка среди них нет. Менеджер говорит, что банк пока не получил денег от покупателей. Он опасается, что теперь некоторые инвесторы захотят отозвать свои заявки. "Но мы постараемся убедить их, что повода для беспокойства нет и претензии налоговиков беспочвенны", — заявляет собеседник "Ведомостей". Впрочем, Гинзбург из "НИКойла" полагает, что риск неоплаты нот инвесторами минимален.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 16 августа 2004, 12:25
|