Нефтяным компаниям грозит новое удорожание услуг по транспортировке нефти. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) повысила тарифы "Транснефти" на 5% на период с 1 сентября до конца года, чтобы монополия могла компенсировать потери от падения курса доллара.
В 2003 г. госмонополия "Транснефть" транспортировала около 400 млн т нефти, из них на экспорт - 207,5 млн т. Тарифы на транспортировку нефти устанавливает ФСТ. Средний тариф по системе "Транснефти", по ее данным, составляет $0,39 за 1 т нефти на 100 км. Одной из основных составляющих среднего тарифа является тариф на диспетчеризацию поставок нефти внутри России (устанавливается в рублях) и на экспорт (в долларах).
--------------------------------------------------------------------------------
C 1 января 2004 г. тарифы для "Транснефти" были повышены на 8,62%. Но уже в марте монополия обратилась в ФЭК с просьбой о пересмотре валютной составляющей тарифа — компания обнаружила, что курс доллара, использованный при его расчете, не совпадает с реальным. "При расчете валютной части тарифа использовался прогноз курса в 31,3 руб. за доллар, который подготовило Минэкономразвития. Но когда курс доллара в марте снизился до 28,5 руб., стало понятно, что компания по объективным причинам не получит запланированную выручку", — рассказывает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. По его словам, выпадающие доходы "Транснефти" оцениваются в 2,279 млрд руб.
Но из-за административной реформы у ФСТ дошли руки до тарифов "Транснефти" только сейчас. С 1 сентября 2004 г. ставка тарифа на услуги по диспетчеризации поставок нефти на экспорт составит 25,22 цента за 1 т на 100 км. Чиновник ФСТ пояснил, что это на 18% больше действующего тарифа. "Остальные тарифы остались прежними, но в целом по системе это дало рост тарифа на 5%", — говорит он подчеркивает, что новая ставка будет действовать только для экспорта нефти и только с сентября до конца декабря 2004 г. "Это необходимо было сделать для компенсации выпадающих доходов в пересчете на год", — поясняет чиновник.
Но с решением ФСТ не согласилось Минэкономразвития. "Когда заходит речь о выпадающих доходах, нужно анализировать не только один показатель, но и результаты деятельности компании в целом, — говорит чиновник министерства. — А этого сделано не было". По его словам, у компании могли быть дополнительные доходы по другим статьям финансового плана. "Мы запрашивали эту информацию, но она не была предоставлена", — отмечает он.
В дальнейшем, министерство предлагает отказаться от валютных ставок тарифов на транспортировку нефти. Сотрудник ФСТ согласен с этим. "Мы сами предлагали такой вариант, — говорит он. — Для этого нужно будет немного изменить методику установления тарифов, но это несложно". Сергей Григорьев из "Транснефти" говорит, что его компания выполнит любое решение.
Аналитик Brunswick UBS Максим Машков советует чиновникам корректировать ставки тарифов исходя из изменения курса хотя бы раз в квартал или вообще отказаться от валютных тарифов. "Это логично, ведь у компании почти все расходы в рублях", — соглашается Дмитрий Лукашов из "Атона". Нефтяники вчера от комментариев отказывались, но Машков из Brunswick UBS считает, что нынешний рост тарифа при высоких ценах на нефть незначительно отразится на их финансовых результатах.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 19 августа 2004, 11:09
|