Вчера бывший руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько впервые выступил перед журналистами в новой должности - главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ). В начале выступления новоиспеченный руководитель пытался донести до слушателей всю важность и нужность нового органа, который ему доверили возглавлять. Так, выяснилось, что ФСНСТ будет следить за безопасностью в сфере гражданской авиации, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, автомобильных перевозок, а также наблюдать за железнодорожным движением. Необходимость появления службы именно в это время Александр Нерадько объяснил тем, что во многом устаревшая транспортная инфраструктура, долгие годы находившаяся в состоянии постоянного недофинансирований, сейчас как никогда нуждается в постоянном контроле за безопасностью ее функционирования. "Мы будем выявлять критические места и пытаться их устранять вместе с другими уполномоченными ведомствами", - сказал г-н Нерадько. Правда, сделать это, по его собственному признанию, будет непросто. По мнению экспертов, одной из главных задач нового органа станет выработка новых жестких требований, в том числе и в сфере авиационного транспорта. Многие из новых правил, даже столь невинные на первый взгляд, как борьба с хулиганством на борту, в итоге должны привести к сокращению количества авиакомпаний.
Благодаря усилиям чиновников в части ужесточения требований по сертифицированию и лицензированию за последние три года количество авиакомпаний в России сократилось с 328 до 199. "Сегодня мы первый раз разговариваем с вами в условиях, когда количество авиакомпаний в России стало меньше 200", - порадовался г-н Нерадько. По его собственному признанию, служба по надзору за безопасностью займется в том числе и разработкой (возможно, совместно с другими ведомствами) новых требований к авиакомпаниям. Такая ситуация, с одной стороны, вполне оправдана: плохое состояние российского воздушного флота, постоянное продление ресурсов летной годности старых советских самолетов ведут к повышенному риску катастроф. С производством собственных новых самолетов у России пока не ладится, те отдельные экземпляры, которые удается "выпустить в воздух", общей картины не меняют. Однако в борьбе за безопасность полетов, опасаются эксперты, чиновники могут сослужить плохую службу отечественному авиапрому. Если в ближайшее время будут приняты более жесткие решения по продлению летной годности судов, по их сертифицированию и т.д., авиакомпаниям ничего не останется, как завозить западные машины. Чем они, впрочем, с успехом в последнее время занимаются и без помощи чиновников.
Кроме того, новая служба собирается обратить свое внимание и на проблему борьбы с хулиганством на борту самолетов. Такой проект, в частности, был у "Аэрофлота", который предлагал ввести за хулиганство на борту уголовную ответственность. Такой на первый взгляд невинный проект может обернуться крахом для небольших региональных авиакомпаний. Дело в том, что для того, чтобы отслеживать факты хулиганства, а также иметь возможность их доказать, необходимо оснащать самолеты специальной техникой. Для новых воздушных судов, по словам г-на Нерадько, обязательным требованием уже является наличие видеокамеры на борту. Однако если такое же условие выдвинуть для всего парка, то для ряда авиакомпаний это может стать непосильными тратами.
Г-н Нерадько затронул и еще одну животрепещущую тему - контроль за деятельностью авиации общего назначения. Произошедшие недавно две катастрофы в подмосковном аэропорту "Мячково", понесшие за собой человеческие жертвы, вынудили властей обратить внимание на эту проблему. Как заявил вчера Александр Нерадько, с 1 января 2005 г. требования к легкой авиации будут ужесточены - в частности, всем пилотам необходимо будет получить сертификат государственного образца, а воздушным суднам - пройти проверку в специально аккредитованных государственных центрах. Произошедшие же катастрофы, по мнению экспертов, скорее всего, объясняются человеческим фактором (за штурвал самолетов часто садятся люди, не имеющие практических навыков полетов), а также техническим состоянием воздушных судов. "Конечно, - подчеркнул г-н Нерадько, - устанавливать для легкой авиации столь же жесткие требования, как и для коммерческой, неразумно. Однако должен быть установлен ряд требований, которые должны выполнять все аэроклубы и аэропорты, предназначенные для малой авиации". Интересно отметить, что в последнее время интерес к аэропортам, предназначенным для авиации общего назначения, значительно возрос. Так, на этой неделе екатеринбургский промышленный комплекс "Финпромко" приобрел управляющую компанию аэропорта "Мячково". И это притом что сейчас там из-за двух недавних аварий приостановлены полеты, а г-н Нерадько считает, что аэропорт вообще не отвечает минимальным требованиям безопасности. Новые владельцы пока не определились с тем, что они будут делать с аэропортом, но говорят, что "Мячково" заинтересовал их именно "как объект малой авиации". Впрочем, по мнению г-на Нерадько, несмотря на ужесточение требований, количество катастроф "легких" самолетов будет год от года только увеличиваться. "К примеру, в США в год происходит 500, а то и 2000 катастроф", - заметил он.
Еще одна проблема, которую затронул в своем выступлении Александр Нерадько, - это возобновление чартерных полетов российских грузовых перевозчиков в Китай. Напомним, что после двух авиапроисшествий на территории Китая с воздушными судами Азербайджана и Казахстана КНР в одностороннем порядке запретила все грузовые чартерные рейсы авиакомпаний стран СНГ. По мнению главы службы надзора, произошло это потому, что китайская сторона долгое время не верила в то, что на территории ее аэропорта происходит перегрузка воздушных судов. "Например, на один азербайджанский самолет было загружено 54 т груза вместо 40", - пояснил он. Однако до той поры катастрофы случались на территории аэропортов других стран, китайцы отказывались предпринимать какие-либо реальные меры по ужесточению контроля по взвешиванию грузов в аэропорту. Однако на этой неделе в ходе двухсторонних переговоров Китай все же вернул трем российским компаниям право перевозить чартерные грузы на его территорию. Правда, для этого им пришлось пройти переаккредитацию в Управлении гражданской авиации КНР. Скорее всего, в скором времени китайские власти восстановят права на полеты остальных авиакомпаний СНГ, всего же право чартерных перевозок в Китай имеют 15 авиакомпаний из различных стран СНГ.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Четверг, 19 августа 2004, 16:33
|