Новость о возможном выходе компании на египетское направление смутила других авиаперевозчиков и представителей туристического рынка
В четверг стало известно о том, что компания "Аэрофлот", возможно, начнет выполнять в зимний сезон рейсы в Египет. Судя по всему, речь идет об организации перевозки за счет "шумных" Ил-86, которые высвободились у компании в связи с последними закупками иностранных самолетов. При этом, по сообщению информационной службы по туризму "Банко", тарифы у "Аэрофлота" на этом направлении будут вполне соответствовать тем, что установлены у других его игроков. В итоге действия "Аэрофлота" могут привести к существенному изменению расклада сил на египетском направлении - существует вероятность того, что сочетание недорогих билетов и известной марки привлечет многие туристические компании, которые предпочтут авиакомпанию ее конкурентам. Как отмечают эксперты, не исключено, что открытие "Аэрофлотом" чартерных линий с Египтом свидетельствует о том, что авиакомпания собирается создавать собственную чартерную "дочку". Таким образом авиакомпания сможет отобрать у своих конкурентов существенную долю доходов. К тому же это ослабит позиции главного соперника "Аэрофлота" - авиакомпании "Сибирь", которая препятствует ему активно развивать бизнес в регионах.
Согласно рейтингу популярности туристических направлений, составленному "Банко" по итогам зимнего сезона 2003/2004 г., Египет занимает лидирующие положение, значительно опережая остальные страны. Его доля составила 23,7%, в то время как идущий за ним Таиланд занимает 11,5%, а ОАЭ - 10,7%. А по данным Управления по развитию туризма при посольстве Египта в Москве, в 2003 г. там побывали 586 тысяч туристов из России и стран СНГ. То есть за этот период турпоток возрос на 30% по сравнению с 2002 г. Кроме того, Египет уже стал и традиционным летним направлением. Так, по итогам летнего сезона 2003 г. Египет занимал второе место с долей 8,2%, уступая только Турции (27,9%). Прогнозируется, что в этом году его доля возрастет до 9%. Надо сказать, что по числу посетивших Египет туристов Россия в прошлом году занимала третье место и уступала только Италии и Германии. Однако уже первые месяцы 2004 года показали, что Египет, как когда-то Турция, становится вполне российским курортом.
Поэтому появление еще одного перевозчика на столь перспективном рынке было воспринято уже работающими на этом направлении авиакомпаниями с тревогой. Дело в том, что "Аэрофлот" может поставить на египетское направление около дюжины Ил-86 (соглашение, согласно которому эти машины, не удовлетворяющие требованиям к уровню шума, будут летать в Египет, продлено до лета 2005 г.). Такое количество самолетов окажет существенное влияние на уже сформировавшийся расклад сил на этом рынке. Уже традиционно операторы, проводя оценку роста турпотока на том или ином направлении, стараются "застолбить" за собой перевозку. Поэтому на наиболее популярных туристических направлениях всегда существует вероятность переоценки спроса и, как следствие, недозагрузки бортов. Уже в прошлом году лидеры рынка - Tez Tour, Pegas Touristik, Deep Tour, Mostravel, "Турэнергосервис" - отправляли в Египет от 9 до 12 самолетов Ил-86 каждый еженедельно (т. е. всего от 2,5 до 4 тысяч человек). "Сейчас как раз подписываются контракты на зимнюю перевозку, - сказала RBC daily представитель Российского Союза туриндустрии Ирина Тюрина. - Но нужно ли увеличивать ее? Ведь перевозки рынок заказывает больше, чем нужно. Тем более что каждая фирма старается заказать собственные борта".
Действительно, именно такая картина наблюдалась в этом году на ряде направлений. В частности, был существенно переоценен тунисский рынок. Ажиотаж, начавшийся весной, в итоге вылился в дефицит гостиничного размещения и, как следствие, отмену ряда чартерных рейсов. Именно поэтому некоторые собеседники недоумевают, кому мог понадобиться такой объем перевозки. "Не могу даже представить, кто из игроков рынка может заказать 12 самолетов на Египет, - сказал RBC daily генеральный представитель компании Deep Tour Имран Назаров. Как отмечают эксперты, возможно, "Аэрофлот" рассчитывает просто потеснить своих конкурентов с помощью более низких цен и раскрученного бренда. Сейчас, по словам г-на Назарова, цены на египетскую перевозку колеблются не сильно. Так, билеты на Ил-86 стоят в пределах 203-210 долл. и порядка 220, если это "Боинг". "Если цены на нефть и дальше будут расти, то произойдет незначительное подорожание билетов - на 5-10 долл., - считает он. - Да и, в принципе, конкуренция будет разворачиваться на уровне 10 долл. за кресло". "Аэрофлот", учитывая его хорошие финансовые возможности, вполне может себе позволить опустить цены ниже этой границы. "В обычных условиях 12 рейсов на Египет - это много, - сказала RBC daily коммерческий директор компании "Континентальные авиалинии" Надежда Савина. - Но если цены будут демпинговые, возможно, что в сочетании с известной маркой это сработает".
Впрочем, очевидно, что намерения "Аэрофлота" не сводятся к простому выходу на египетское направление. По мнению экспертов, нельзя исключать того, что создание чартерной программы на один из самых популярных зимних курортов - это первые шаги "Аэрофлота" по формированию собственной чартерной "дочки", о которой в последнее время много говорилось. Впрочем, в самой компании RBC daily не смогли подтвердить эту информацию, сославшись на то, что "пока "Аэрофлот" работает по летней программе и о зимней сказать ничего не может". Однако перспектива их "зимнего" начинания вполне очевидна: компания, "застолбив" одно перспективное направление, может расширить свою чартерную программу и на другие, например, на Турцию. Это, во-первых, позволит "Аэрофлоту" существенно диверсифицировать свои доходы, а во-вторых, может ослабить позиции его основного конкурента - авиакомпании "Сибирь". Это в свою очередь пошатнет доминирующее положение "Сибири" в регионах, куда сейчас активно пытается проникнуть "Аэрофлот".
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Пятница, 20 августа 2004, 14:57
|