Корпорация "Иркут" нашла за рубежом первого покупателя на свой гражданский самолет-амфибию Бе-200. Вчера она объявила о поставке одной такой машины Департаменту гражданской защиты Италии. В "Иркуте" рассчитывают, что по окончании теста Италия закупит партию из 10 самолетов Бе-200.
Корпорация "Иркут" - крупнейшая частная компания в российском авиапроме. Объединяет Иркутский авиазавод и четыре конструкторских бюро - им. Яковлева, им. Бериева, "Русская авионика" и "Бета-Ир". Более 90% продаж компании приходится на истребители семейства Су-30, модернизацию Су-27 и вертолетов Ми-8. Основной гражданский проект - самолет-амфибия Бе-200, предназначенный для тушения пожаров и спасательных операций. Выручка "Иркута" за 2003 г. составила $368 млн, чистый убыток - $4,86 млн. Портфель заказов компании составляет около $5 млрд. Контрольный пакет акций "Иркута" принадлежит 10 топ-менеджерам компании, в том числе более 20% - гендиректору Алексею Федорову.
Вчера "Иркут" объявил о первой поставке своего гражданского самолета за границу. По словам сотрудника компании, 20 августа в Италию отправился самолет-амфибия Бе-200, предназначенный для опытной эксплуатации Департаментом гражданской защиты этой страны. Менеджер "Иркута" говорит, что самолет передан итальянской стороне в лизинг "до окончания пожароопасного сезона", так как самолет предназначен для тушения пожаров. Эксплуатировать его будет итальянская компания Sorem, в управлении которой находится противопожарная авиация Департамента гражданской защиты — 16 амфибий CL-415 и четыре CL-215 производства канадской Canadair.
Сотрудник "Иркута" утверждает, что по итогам опытной эксплуатации итальянские власти могут принять решение о закупке партии Бе-200 количеством до 10 штук. Он напоминает, что еще в 2001 г. российское МЧС заключило договор с "Иркутом" о поставке семи Бе-200 на сумму $152 млн. Так что для российского министерства они обойдутся примерно в $22 млн каждый. Правда, МЧС получило пока только два самолета.
Технический директор Sorem Новики Альберто сообщил "Ведомостям", что Бе-200 уже прибыл в Рим. "Мы только начали эксплуатацию русской машины и пока ничего не можем сказать о ее качествах", — рассказывает Альберто. По его словам, лизинговый договор с российской компанией Sorem заключила на месяц, а Бе-200 будет летать в Италии по специальному разрешению итальянского правительства. Дело в том, что "Иркут" еще не оформил в Европе сертификат на Бе-200. Назвать сумму лизингового договора Альберто отказался. Он также отказался комментировать дальнейшие планы по закупке Бе-200. С чиновниками итальянского Департамента гражданской защиты вчера связаться не удалось.
Аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев считает, что дальнейший успех продаж Бе-200 за рубежом будет зависеть в первую очередь от лоббистских возможностей российского концерна. Он напоминает, что взять эти самолеты в лизинг итальянскому президенту Сильвио Берлускони посоветовал Владимир Путин во время своего визита в Италию в прошлом году. Кроме того, говорит Нуштаев, продвижением Бе-200 в Европе по договору с "Иркутом" занимается крупный аэрокосмический концерн EADS, что также должно способствовать его продажам. "Иркут" собирается в общем объеме своего производства уменьшить долю оборонной продукции, сильно подверженной политическим рискам, — полагает Нуштаев. — Экспорт Бе-200 — один из важных шагов в этой стратегии".
А Семен Миронов из "Ренессанс Капитала" считает, что "Иркут" в ближайшие годы способен экспортировать несколько десятков Бе-200. Аналитик отмечает, что у этого самолета нет аналогов в мире. "Он может забирать воду в резервуары прямо с воздуха, — отмечает Миронов. — Кроме того, он может быть использован как крупный транспортный самолет". Миронов полагает, что покупателями Бе-200 могут стать не только европейские страны, но и США. "Даже несмотря на то, что по договору с EADS экспортный вариант Бе-200 должен быть оснащен двигателями Rolls-Royce, его цена все равно ниже схожих европейских и американских машин", — говорит Миронов.
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 24 августа 2004, 09:56
|