В понедельник "Трансаэро" подписала с египетской компанией "Сирокко" контракт на приобретение в лизинг трех самолетов Ту-204. Однако эта сделка не поможет России вернуть пятую строчку в рейтинге мировых авиапроизводителей. Согласно данным британского журнал Airline Fleet о количестве эксплуатируемых самолетов по состоянию на лето 2004 года, россиян с 5-го места подвинула бразильская фирма Embraer.
Американский Boeing, несмотря на неудачи последних лет, по-прежнему является лидером: сегодня эксплуатируется 8203 боинговских самолета. У основного конкурента американцев - европейского концерна Airbus - этот показатель составляет 3273 лайнера. Американских самолетов марки Douglas насчитывается 2061 единица. Канадская компания Bombardier с 1074 самолетами расположилась на 4-й строчке рейтинга. В пятерку лидеров ворвались бразильцы: сегодня в небе летает 813 машин марки Embraer. Это больше, чем количество российских самолетов, даже с учетом советского задела.
Лидером по количеству эксплуатируемых воздушных судов в России является компания "Туполев" - более 600 самолетов (352 - Ту-154, 242 - Ту-134, 13 - Ту-204 и 5 - Ту-214). У авиакомплекса "Ильюшин" - 325 самолетов (Ил-76 - 168, Ил-86 и Ил-62 - по 73, Ил-96 - 11). Эти цифры не сильно изменятся даже если приплюсовать к ним самолеты, эксплуатируемые в странах бывшего соцлагеря.
Если в середине 80-х годов по количеству новых самолетов Россия на равных конкурировала с Boeing и обыгрывала только что взявших старт европейцев (1979 год), то сегодня доля продукции отечественного авиапрома на мировом рынке составляет менее одного процента. По прогнозам аналитиков Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании приобретут 25 000 новых авиалайнеров. Количество российской доли в этих цифрах будет минимально: наш авиапром в последние годы выпускает лишь по нескольку машин в год.
Согласно оценкам Минпромэнерго, в 2006 году в России возникнет кризис провозных емкостей. Это вынуждает крупных перевозчиков закупать новые машины. В августе итоги тендера на поставку региональных самолетов подвела UTair. Они оказались неутешительными для отечественной промышленности: тюменцы выбрали французские самолеты ATR-42.
Весной будущего года итоги аналогичного тендера подведет "Аэрофлот": с 2005 по 2010 год компания намерена закупить до 50 региональных машин вместимостью от 70 до 100 мест. Под эти стандарты подходят Ту-334, российско-украинский Ан-148, российско-американский RRJ 75/100, бразильский Embraer (ERJ-170/175, ERJ-190/195) и канадский Bombardier (CRJ-700). О фаворитах конкурса говорить пока рано. Но если правительство не предоставит "Аэрофлоту" в очередной раз льготы по таможенным платежам на ввоз в страну подержанных иномарок, то у нашего авиапрома есть неплохие шансы на победу в этом тендере. Авиапроизводители просят правительство обратить внимание и на китайский опыт: власти этой страны недавно ввели запрет на ввоз в свою страну самолетов, аналоги которых производят сами.
Источник газета "Финансовые известия"
Вторник, 24 августа 2004, 12:25
|