В понедельник Российский Фонд Федерального имущества (РФФИ) начал принимать заявки на участие в аукционе по продаже госпакета акций нефтяной компании "Лукойл". Единственным реальным кандидатом на покупку 7,6% акций является американская компания Conoco Phillips, а это означает, что российскому правительству едва ли удастся продать акции существенно выше их стартовой цены. Впрочем, и эта цена будет рекордной в истории российской приватизации. Главная же интрига заключается в том, что руководство американской компании уже объявило о своих планах довести пакет в российской компании до блокирующего.
Стартовая стоимость одной акции "Лукойла" на аукционе установлена в размере 29,83 доллара, или 1,928 миллиарда за весь продаваемый пакет. Уже известно, что конкурентом американской нефтяной компании станет фирма Dabir, которой владеет американский предприниматель Дэвид Гуггенхайм, более известный, впрочем, в мире современного искусства, чем в нефтяной отрасли. Последнее обстоятельство позволяет многим аналитикам рассматривать его скорее как фигуранта антуража, призванного обеспечить видимость конкуренции. Уже известно, что все крупные российские нефтяные компании отказались участвовать в аукционе. Хотя не исключено, что заявки подадут еще пара-тройка пока неизвестных никому структур, как это было, например, в ходе аукциона по "Славнефти". Наличие таких подконтрольных фирм позволяет обеспечить видимость конкуренции и гибко реагировать на различные непредсказуемые обстоятельства.
Сообщение о том, что Conoco Phillips собирается довести свой пакет акций до блокирующего, пришло сразу из двух источников: из агентства "Рейтер" и российской газеты "Ведомости". Подобных новостей можно было ожидать. Как известно, американские компании довольно агрессивны и в отличии от европейских не удовлетворяются ролью миноритарных акционеров, а требуют участия в управлении.
На первый взгляд сообщения менеджеров американской компании выглядят нелогичными: если они собираются покупать акции на рынке, то на таких новостях акции резко подорожают и покупать их, соответственно, придется дороже. Правда, как предполагает ведущий аналитик компании "Мегатрастойл" Александр Разуваев, американцы по своим законам должны были пойти на это. "Эта покупка является стратегической инвестицией, и по западным правилам они должны это сделать, - считает Разуваев. И, кроме того, по отчетности Conoco Phillips за второй квартал этого года свободная наличность у них составляет около 800 миллионов долларов. Видимо, что бы даже этот миноритарный пакет купить на аукционе, они будут привлекать внешние займы. А доведение пакета до 20% позволит им значительно повысить свою капитализацию, включив в свой отчет соответствующую долю нефтяных запасов "Лукойла".
Так как задача наращивания пакета у них есть, то, как полагает аналитик, они будут брать акции и с рынка, и у менеджмента напрямую, но все-таки при таких финансовых обстоятельства им придется понемногу добирать пакет.
Однако, с Разуваевым не согласен аналитик инвестиционной компании "Еврофинансы" Юрий Росиков, который считает, что у Conoco Phillips, скорее всего, уже есть договоренность с менеджментом компании о продаже пакетов акций. "Есть вероятность того, что менеджмент не полностью раскрыл свои доли владения, и часть акций, которые сейчас числятся как свободно обращающиеся на рынке, принадлежат менеджменту в форме американских депозитарных расписок или как-то еще, - предполагает Росиков. - Поэтому такая сделка может пройти незамеченной, не приведет к росту котировок на рынке, и формально менеджерам не нужно объявлять о продаже своих акций".
Вариант "добирания" акций (так было, например, когда алюминиевые компании понемногу добрали до блокирующего пакета "Иркутскэнерго"), аналитик считает маловероятным. "Мне трудно представить, что такой огромный пакет в 17,4% стоимостью около 6-7 миллиардов долларов можно купить на рынке, - считает Росиков. - Кроме того, на это необходимо очень много времени".
Инвестиционные планы Conoco Phillips в России одобрил президент Владимир Путин и премьер Михаил Фрадков, которые, очевидно не видят угрозы в том, что у крупнейшей российской нефтяной компании может появится крупный иностранный акционер. А возможно и наоборот - такими демонстративными заявления привлекают иностранные компании вкладывать деньги в страну. Ведь ясно, что в самое ближайшее время на российском нефтяном рынке грядут серьезные изменения и обострение конкуренции. Нефтяные запасы у мировых компаний уменьшаются, и что бы их пополнить им приходится идти в Россию.
Кроме того, на российском рынке явно появляется место для конкуренции, поскольку будут продаваться активы "Юкоса". Очевидно, что уже через несколько лет конфигурация рынка может измениться до неузнаваемости. К примеру, на российские нефтяные активы и особенно на "Юкос" претендует Китай, хотя его представители и опровергают эти слухи. А обострение конкуренции может разрушить ту нефтяную монополию, которую фактически установили на российском рынке несколько российских нефтяных компаний.
Источник материала РИА "РосБизнесКонсалтинг".
Вторник, 31 августа 2004, 11:08
|