За первый месяц после августовских террористических актов российские авиаперевозчики потеряют не менее $10 млн. Гендиректор "Аэрофлота" объявил вчера о падении пассажиропотока, признал появление этой проблемы и перевозчик № 2 — "Сибирь". Мировая индустрия пассажироперевозок до сих пор не смогла восстановиться после терактов 11 сентября.
По данным Министерства транспорта, крупнейшими авиакомпаниями России являются "Аэрофлот" (в 2003 г. перевез 5,8 млн пассажиров), "Сибирь" (3,4 млн), "Пулково" (2,4 млн), KrasAir (1,4 млн), Utair (1,2 млн). Всего в стране действуют 210 авиакомпаний. В прошлом году они перевезли 29,4 млн пассажиров.
"Аэрофлот" зафиксировал снижение пассажиропотока вследствие серии терактов в России, заявил вчера журналистам генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов. По его словам, загрузка рейсов компании в последнюю неделю августа снизилась на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По словам Окулова, переданным "Интерфаксом", потери вызваны отказом от услуг "Аэрофлота" иностранцев. "Там [в Европе и США] началась настоящая истерия, после того как в телерепортажах, посвященных катастрофам двух российских лайнеров, почему-то показали кадры самолетов с логотипом "Аэрофлота", — пожаловался Окулов. Пресс-секретарь авиакомпании Ирина Данненберг отказалась от комментариев.
Уменьшилась загрузка рейсов и у "Сибири". "Наши потери составляют 3-5%, это примерно 15 000 пассажиров", — заявил вчера "Ведомостям" Михаил Кошман, заместитель генерального директора авиакомпании. "Сибирь", в отличие от "Аэрофлота", теряет пассажиров на внутренних рейсах. Основное сокращение пассажиропотока произошло на маршрутах продолжительностью до двух часов, на которых клиенты могли воспользоваться другими видами транспорта, сообщил Кошман. Один из разбившихся 25 августа лайнеров принадлежал "Сибири."
Остальные авиакомпании первой пятерки утверждают, что серьезных потерь не понесли. Utair, по словам пресс-секретаря этой компании Игоря Блинова, "работает в обычном режиме". Официального комментария в "Пулково" получить не удалось, но сотрудник компании, попросивший об анонимности, рассказал, что пассажиропоток снизился "на доли процента". А директор по работе с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал подчеркивает: "Даже с 24 по 31 августа наши самолеты уходили с максимальной загрузкой пассажиров". Впрочем, генеральный директор крупной туркомпании, пожелавший сохранить анонимность, заявил "Ведомостям", что ему известно о "проблемах с заполнением самолетов у "Пулково" и "Трансаэро".
"Аэрофлот" и "Сибирь" не смогли оценить финансовый объем своих потерь. По оценке Дмитрия Горина, коммерческого директора туристической компании "Инна-тур" (крупнейший в России продавец авиабилетов), потери пассажиропотока "Аэрофлота" в первый месяц после двойной авиакатастрофы могут составить до 25 000 пассажиров. При средней стоимости билета в $250 за этот период "Аэрофлот" может потерять $6,2 млн, предположил Горин. Потери "Сибири" за месяц могут составить, по его оценке, $2,2 млн.
Иностранцы начали отменять поездки в Россию сразу после начала августовской серии терактов. Уже в первых числах сентября российские туркомпании, специализирующиеся на въездном туризме, потеряли треть клиентов. Ситуация продолжает ухудшаться, заявил вчера Леонид Исакович, гендиректор одной из крупнейших компаний этого сегмента — "Академсервис". "Отказы продолжают поступать, в день это в среднем 150-200 человек", — говорит он. За сентябрь — октябрь российская туриндустрия может, по его оценке, потерять 150 000-200 000 иностранных клиентов.
Цена акций "Аэрофлота" с 25 августа упала на фондовой бирже РТС на 1%; по этим акциям прошло всего три сделки на $105 000. Индекс РТС за этот период вырос на 7%. Вице-президент отдела продаж ФК "УралСиб" Александр Захаров считает, что угроза терактов, конечно, негативно отразится на финансовых показателях "Аэрофлота". Пока рынок акций авиакомпании почти не реагирует из-за "довольно циничного отношения игроков фондового рынка к терактам", отмечает Захаров. "Но нельзя забывать, что из-за терактов 11 сентября 2001 г. в США большинство авиакомпаний сегодня находится на грани банкротства", — говорит он. События 2001 г. стали настоящим кошмаром для гражданской авиации. Тогда обанкротилось не только множество мелких и средних авиакомпаний, но и такие перевозчики, как Sabena, Swissair, United Airlines (последняя была перевозчиком номер два в мире), а Alitalia оказалась на грани краха. За первый год после 11 сентября совокупные убытки авиаперевозчиков достигли $20 млрд.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 9 сентября 2004, 10:28
|