Слияние "Газпрома" и государственной нефтяной компании "Роснефть" вполне может стать самым громким экономическим событием этого года, поскольку в России образуется крупная нефтегазовая компания мирового уровня. Однако, по мнению аналитиков, позитивные моменты при таком слиянии тесно переплетены с негативными.
Максим Шеин, начальник аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис":
- Пожалуй, можно сказать, что сегодня произошел главный шаг в направлении либерализации рынка акций "Газпрома", которой все так давно ждут. Государство долго мучил вопрос, как собрать контрольный пакет акций газового монополиста, и выход был найден. Объединяя две госкомпании, государство снимает главную головную боль с этого процесса. Считайте, что машину реформы сняли "с ручника".
Для рынка это в целом очень позитивное явление. Хотя есть и нюансы. Основной позитив состоит в том, что теперь либерализация рынка акций произойдет очень скоро, а значит, котировки "Газпрома" будут расти и потянут за собой весь рынок. Это хорошая новость для акционеров "дочек" "Роснефти", так как если 17% акций Газпрома будут обменяны на 100% акций "Роснефти", это будет, скорее всего, переплата. По нашим (пока грубым) подсчетам, исходя из активов, выручки, прибыли и денежных потоков, вполне хватило бы 12-13% акций "Газпрома". Даже если государство будет менять только 12%, все равно акционеры "Роснефти" выиграют от того, что станут владельцами "Газпрома".
Если смотреть по сделкам по приобретению активов в нефтяной отрасли, то в среднем компании платят $30 за баррель добычи и $1 за баррель запасов. Это, конечно, грубая оценка, так как не учитывает, например, качество запасов. Тем не менее, если на "Роснефть" "Газпром" намерен потратить 11,6% своих акций при текущей капитализации $50 млрд, получается, что баррель запасов "Роснефти" достается ему за $2,4, а баррель добычи за $41. Даже если добавить к этому премию за 100%-ный пакет, сумма выглядит завышенной. Мы считаем, что стоимость "Роснефти" не превышает 10% акций "Газпрома". Правда, если считать, что миноритарии таким образом платят за "продвижение" либерализации рынка акций "Газпрома", то это выглядит приемлемо.
С точки зрения расклада сил на нефтяном рынке положение практически не меняется. Государство как бы переложило "Роснефть" из одного кармана в другой.
Объединение компаний не слишком выгодно самому "Газпрому". Несмотря на расширение бизнеса, эффективность управления новой структурой может пострадать, ведь "Газпром" и без "Роснефти" довольно громоздкая структура. К тому же "Газпрому" придется отвлекать свои средства для финансирования проектов "Роснефти". Вопрос в том, будет ли это для компании дешевле, чем если бы они брали взаймы на рынке капитала?
Не слишком интересна сделка и миноритариям "Газпрома", которые никогда бы не стали покупать акции "Роснефти" на рынке. Теперь им придется это сделать.
Андрей Рожков, аналитик Инвестиционной группы "КапиталЪ":
- Заглядывая в более долгосрочную перспективу, отметим, что получение контроля государства в "Газпроме" сделает возможным проведение реформы всей компании, однако об этом говорить пока преждевременно. Принятое решение носит довольно масштабный характер и, как нам кажется, окажет благоприятное влияние на весь рынок российских акций в кратко- и среднесрочной перспективе, поскольку оно улучшит инвестиционные настроения, затмив на время негативное развитие событий в "Юкосе". Касаясь самого варианта увеличения государством контроля в "Газпроме", можно отметить, что оно благоприятствует росту расписок "Газпрома" на западных биржах, так как включение "Роснефти" (приносящего прибыль актива) в газовую компанию укрупнит ее, повысив тем самым стоимость ее бизнеса.
Дмитрий Мангилев, Инвестиционная компания "Проспект":
- Не следует однозначно позитивно оценивать присоединение "Роснефти" к "Газпрому" с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности монополии: "Роснефть" имеют достаточно высокую задолженность, при этом из-за больших дивидендных выплат государству практически не аккумулирует денежных средств. Мы полагаем, что менеджменту "Газпрома" предстоит много потрудиться, чтобы привести новый актив в соответствие с активами монополии.
Есть и положительные моменты - государство, потерявшее такой источник дивидендов, как "Роснефть", будет заинтересовано, чтобы новый владелец этого актива возместил потери. Однако выплаты в этом случае увеличатся не только для государства, но и для миноритарных акционеров "Газпрома".
Источник сообщения "Россия - государственный интернет-канал"
Среда, 15 сентября 2004, 15:22
|