Свое слово в перечень советов президенту, озабоченному укреплением безопасности, вставила Генпрокуратура. С точки зрения главы ведомства Владимира Устинова, для этого нужно в несколько раз поднять собираемость налогов и искоренить коррупцию в регионах. Чиновники, эксперты и бизнесмены логику генпрокурора не поняли.
За первое полугодие 2004 г. правоохранительные органы выявили 19 226 служебных преступлений, в том числе 6240 фактов взяточничества. За получение взяток к уголовной ответственности был привлечен 1931 человек (+28% к первому полугодию 2003 г.). По оценке фонда "ИНДЕМ", россияне ежегодно дают взятки на сумму более чем $30 млрд (около 10% ВВП). Большинство региональных чиновников, против которых были возбуждены уголовные дела в последнее время, попадались на превышении должностных полномочий при распоряжении бюджетными средствами. Это, в частности, камчатский губернатор Михаил Машковцев, следствие по делу которого ведется с октября 2003 г., ярославский губернатор Анатолий Лисицын (обвинение предъявлено в августе 2004 г.), вице-мэр Краснодара Николай Приз (обвинение предъявлено в начале сентября). По обвинению в вымогательстве взятки в размере $150 000 в августе 2004 г. был задержан вице-губернатор Калининградской области Савва Леонов.
Вчера Устинов рассказал о своих взглядах на безопасность в интервью "Интерфаксу" и "Российской газете". "Почти повсеместно чиновники занимаются коммерческой деятельностью, участвуют в управлении разного рода структурами, извлекают другие выгоды из своего положения", — посетовал генпрокурор. По его словам, "проверка выявила более 22 000 нарушений [в регионах] лишь за полгода, в том числе взяточничества". Плохо, как выяснилось, обстоят дела и с "экономической" составляющей безопасности. "После того как мы возбудили ряд громких дел экономической направленности, сбор налогов, по некоторым оценкам, вырос на 70%. Но мы считаем, что он должен увеличиться в разы", — заявил Устинов. "Будут честно платиться налоги — появится больше возможностей заботиться в том числе и о безопасности граждан", — пояснил он свою мысль.
Других чиновников эти рассуждения озадачили. В управлении информации Генпрокуратуры вообще не смогли пояснить, какую проверку в регионах имел в виду Устинов. Ничего не знает о подобной акции и сотрудник одной из московских прокуратур, специализирующихся на раскрытии должностных преступлений. По его словам, не упоминалось о ней и в последних приказах Генпрокуратуры.
По данным налоговой службы, единственный налог, сбор которого вырос близкими к названным Устиновым темпами, — это налог на прибыль (за январь — август на 58,7%, в том числе региональная часть на 78,5%). Однако с 1 января региональные бюджеты забирают на один процентный пункт налога больше (19% вместо 18%). Кроме того, в 2004 г. были закрыты "внутренние офшоры" в регионах, где администрации могли полностью освобождать компании от уплаты региональной части налога на прибыль. "Компании действительно стали меньше минимизировать налоги", — отмечает эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Но, говорит чиновник Федеральной налоговой службы, "возможности увеличить поступления в разы мы пока не видим".
Не усмотрев логики в нападках генпрокурора, эксперты предположили, что он лишь хочет помочь президенту обосновать грядущие изменения в системе губернаторских выборов. В понедельник Владимир Путин предложил, чтобы губернаторов избирали региональные парламенты по представлению главы государства. "Из заявлений Устинова следует, что региональные начальники проворовались и необходимы дополнительные рычаги влияния на губернаторов из Москвы", — говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. По данным исследований, "системная коррупция больше свойственна федеральным структурам, а не регионам", добавляет и. о. председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Чиновники в регионах обиделись на Устинова. Вице-губернатор Мурманской области Вячеслав Зиланов называет его заявления "натяжкой". А губернатор Псковской области Евгений Михайлов уверен, что "коррупция — это проблема всего государства", причем ее корни кроются в несовершенстве законодательства. Пожелания же Устинова увеличить сбор налогов "в разы" менеджер одного из крупных промышленных холдингов называет "пиаром". "Такие заявления могут иметь только психологический эффект — напугать налогоплательщиков, чтобы они заплатили больше, чем должны по закону", — добавляет председатель экспертного налогового совета при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 16 сентября 2004, 10:57
|