В Мининформсвязи полагают, что операторы должны отчислять на телефонизацию удаленных районов 1-1,5% от своей выручки. Об этом "Ведомостям" рассказал министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Участники рынка считают такой размер отчислений приемлемым, но видят в предложенной схеме универсального обслуживания много неясного.
Понятие универсального обслуживания заложено в новом законе "О связи", вступившем в силу с 2004 г. Идея в том, чтобы каждый житель страны мог воспользоваться базовыми услугами связи, причем по тарифам, которые регулируются государством. Пока такими услугами считается возможность позвонить из таксофона и войти в Интернет из пункта коллективного доступа.
Для достижения этих целей, считает министр, достаточно, чтобы все участники рынка отчисляли в специальный резерв универсального обслуживания по 1-1,5% от своих доходов. Из этих средств будут возмещаться убытки операторов, оказывающих универсальные услуги. "Это, по сути, борьба с бедностью", — говорит Рейман. Уже в ближайшее время министр обещает представить проекты нормативных актов, регулирующих работу резерва.
Участники рынка согласны, что отсталые регионы надо обеспечить связью, но считают, что способны сделать это и сами. "Быстрее всех проблему телефонизации села решат сотовые компании", — убежден гендиректор поволжского сотового оператора "СМАРТС" Геннадий Кирюшин. По его расчетам, на подключение одного сельского абонента сотовый оператор затратит порядка $200. Если же использовать традиционные способы телефонизации, "это будет в три-четыре раза дороже и примерно в 10 раз дольше", заявил Кирюшин "Ведомостям".
"Универсальные услуги не включают в себя направления, в рамках которых мы работаем", — сожалеет ведущий специалист по связям с общественностью "ВымпелКома" Артем Минаев. Впрочем, отмечает аналитик "Ренессанс Капитала" Ольга Жилинская, в законе "О связи" не регламентированы способы предоставления универсальных услуг, так что участвовать в тендерах могут и сотовые компании.
Аналитик ОФГ Алексей Яковицкий оценивает объем российского телекоммуникационного рынка в 2004 г. в $13 млрд, 1,5% от этой суммы — $200 млн. "На эти деньги можно построить 1 млн телефонных линий или создать емкость для подключения 2 млн сотовых абонентов, — утверждает Яковицкий. — Но брать, по сути, налог с тех же мобильных операторов, чтобы развивать на эти деньги таксофоны, — далеко не лучшая идея".
"В нашей отрасли все время было перекрестное субсидирование, так что я очень хорошо понимаю эту проблему, — говорит гендиректор "Комстар — Объединенные ТелеСистемы" Семен Рабовский. — Но я хочу видеть, кому, как и куда будут распределяться средства этого фонда". Предложенный размер отчислений он называет "вполне разумным". Однако непонятно, должны ли будут вкладываться в фонд и операторы, работающие с минимальной прибылью или в убыток, беспокоится он.
Безоговорочно готовы заниматься универсальным обслуживанием лишь в "Связьинвесте". По словам замдиректора департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Юлианы Соколенко, это позволит компаниям холдинга возвращать убытки от социально значимых услуг. К концу первого полугодия только льготники задолжали "Связьинвесту" 5,2 млрд руб.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 23 сентября 2004, 10:45
|