"Сургутнефтегаз" начинает прямые продажи нефти норвежской компании Statoil, которая собирается реэкспортировать ее в США. Аналитики считают такое сотрудничество выгодным для обеих сторон.
"Сургутнефтегаз" - четвертая по объему добычи нефтяная компания России. В 2003 г. она добыла 54 млн т, ее выручка составила 213,3 млрд руб., чистая прибыль — 17,37 млрд руб. По добыче норвежская Statoil является лидером в своей стране. В 2003 г. госкомпания добывала 1,08 млн баррелей нефтяного эквивалента в день, ее доказанные запасы составляют 4,2 млн баррелей нефтяного эквивалента. Чистая прибыль компании за 2003 г. - $2,473 млрд.
Как сообщается в пресс-релизе Statoil, норвежская компания будет покупать нефть "Сургутнефтегаза" в порту Приморск, куда она поступает по Балтийской трубопроводной системе. Далее Statoil будет реэкспортировать российское сырье вместе с норвежской нефтью через терминал Монгстад вблизи норвежского порта Берген. Первые поставки от российской компании должны начаться уже этой осенью. "Эта сделка означает, что мы и "Сургутнефтегаз" получим больше различных покупателей" — цитируются в пресс-релизе слова руководителя департамента Statoil по продаже нефти Гейр Хейтман.
Представитель пресс-службы Statoil Ранвейг Штангеламт пояснила "Ведомостям", что нефть, прибывшая из Приморска на крупный нефтеналивной терминал Монгстад, будет переваливаться на супертанкеры для последующего экспорта в США. Другие детали она не раскрыла. А руководитель пресс-службы "Сургутнефтегаза" Раиса Ходченко лишь подтвердила факт заключения сделки со Statoil, но от дальнейших комментариев воздержалась.
Эксперт нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов говорит, что, не зная сроков и цен поставок, трудно судить об эффективности этой схемы для "Сургутнефтегаза". Но, отмечает он, если контракт долгосрочный, то он выгоден обеим сторонам. Ведь норвежская компания получает возможность увеличения поставок крупных партий нефти на дефицитные рынки за пределы Европы, и, возможно, "Сургутнефтегаз" в этом случае будет получать премию к европейской цене за регулярность и гарантированность поставок. Перфилов также отмечает, что, смешивая свою нефть, добываемую в Северном море, с российской, Statoil сможет улучшать качество Urals и получать за нее более высокую цену.
"Если речь идет не о перераспределении существующих экспортных потоков "Сургутнефтегаза", а об их увеличении, то эта сделка — большой плюс для российской компании", — говорит директор по аналитике и информации инвестиционной группы "Регион" Анатолий Ходоровский. По его оценкам, "Сургутнефтегаз" мог бы дополнительно поставлять до 500 000 т нефти в месяц, получая от норвежцев небольшие надбавки к цене. Первый контракт, считает эксперт, вряд ли является долгосрочным. "Это, вероятно, не более года, — говорит он, — но если он [контракт] окажется успешным, его могут продлить, например, на три года".
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" также полагает, что контракт с норвежским партнером — это новая возможность для "Сургутнефтегаза" увеличить экспортные поставки. "В связи с тем что компания из года в год наращивает добычу (в этом году — на 10%), для нее актуален поиск новых рынков. Европейский уже перенасыщен, а работа со Statoil — это новый канал сбыта нефти", — говорит эксперт.
А Лев Сныков из "Совлинка" добавляет, что по сравнению с другими российскими нефтяными компаниями у "Сургутнефтегаза" мало перерабатывающих мощностей и увеличение экспорта критически важно для него. "Соглашение со Statoil поможет компании в решении этой проблемы", — полагает эксперт.
Не столь радужно оценивает начинание "Сургутнефтегаза" менеджер по экспорту из конкурирующей нефтяной компании. "Такие контракты наши нефтяники время от времени заключают, но они не носят регулярного характера, — говорит он. — Обычно это бывает, когда контрагент хочет создать товарный резерв на случай появления рыночного окна, т. е. когда у конкретного покупателя образуется дефицит и нужно немедленно сделать поставку крупной партии". По его словам, по таким контрактам российские компании могут получать премию к цене, но она невелика — $0,1-0,3 на баррель. "Сургутнефтегаз" в рыночном поведении самая консервативная компания, для нее это, возможно, и новинка", — заключает собеседник "Ведомостей". Из российских компаний прямые поставки в США супертанкерами ранее осуществлял только "ЮКОС". А в прошлом году партия нефти ТНК была поставлена в госрезерв США, но не напрямую, а через американского трейдера.
Источник материала "Ведомости".
Понедельник, 4 октября 2004, 10:07
|