Государство наконец определилось, что делать с "воздушными воротами страны" — аэропортом "Шереметьево". Как стало известно "Ведомостям", строительство нового терминала отложено на неопределенный срок. Вместо этого 22 октября совет директоров "Шереметьево" утвердит реконструкцию терминала "Шереметьево-2" стоимостью $70 млн. А передача аэропорта в управление "Альфа-групп" становится все более призрачной.
Международный аэропорт "Шереметьево (МАШ) - крупнейший в стране, в нем базируется ведущий российский перевозчик "Аэрофлот". За январь - август 2004 г. "Шереметьево" обслужило более 8,5 млн человек, в том числе около 4,6 млн пассажиров "Аэрофлота". Выручка в 2003 г. - 4,4 млрд руб., чистая прибыль - 0,6 млрд руб. Государству принадлежит 100% акций МАШ.
Год назад правительство Михаила Касьянова объявило тендер на управление "Шереметьево". Управляющий должен был в течение полугода представить программу развития аэропорта. В январе 2004 г. в конкурсе победила компания "Альфа-Шереметьево", учрежденная "Альфа-групп". Однако кабинет Михаила Фрадкова итоги конкурса до сих пор не утвердил. По словам Александра Жарова, пресс-секретаря Фрадкова, премьер делегировал решение этого вопроса министру транспорта Игорю Левитину, возглавляющему совет директоров МАШ.
Левитин заявил "Ведомостям", что правительство не исключает приватизации "Шереметьево". "Сегодня, когда рынок авиаперевозок на подъеме, выгодно приватизировать аэропорты. Но [сейчас] они недооценены, и их надо подготовить к продаже", — рассуждает министр транспорта. По его словам, планируется провести реконструкцию терминала "Шереметьево-2", которая может начаться в будущем году, укрепить менеджмент аэропорта и выставить "какой-то процент акций МАШ на продажу", возможно, уже в 2006 г.
Совет директоров МАШ рассмотрит проект реконструкции "Шереметьево-2" 22 октября, рассказала "Ведомостям" начальник центра общественных связей "Шереметьево" Ангелина Матросова. По ее словам, немецкая компания Hochtief разработала проект реконструкции стоимостью $70 млн еще в 2003 г. Гендиректор российского офиса Hochtief Том Шмидт рассказал "Ведомостям", что проект предполагает увеличение пропускной способности "Шереметьево-2" почти в 1,5 раза до 3000 пассажиров в час (около 9 млн человек ежегодно против 6,5 млн в 2003 г.), увеличение площадей под торговые точки на 20%, более удобное расположение стоек регистрации (их станет 64 вместо 48). Кроме того, предусмотрено внедрение автоматической системы досмотра багажа. Наконец, планируется обновить интерьер аэропорта.
"Мы строили свой терминал, правда, меньше "Шереметьево-2", за $50 млн", — вспоминает гендиректор международного аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев, добавляя, что "реконструировать всегда дороже, чем строить". Оценивать заявленную "Шереметьево" стоимость реконструкции, не зная всех деталей проекта, он отказался.
Проект будет финансироваться за счет собственных средств аэропорта и банковских кредитов, говорит и. о. гендиректора "Шереметьево" Евгений Бахтеев. По его словам, уже проведены предварительные переговоры с государственными (Сбербанком и Внешторгбанком) и иностранными (немецкими и бельгийскими) банками, но об их результатах глава "Шереметьево" говорить отказался. Если совет директоров одобрит этот проект, то генподрядчика планируется выбрать по итогам международного тендера в первом полугодии 2005 г., говорит Левитин.
Левитин не уточнил, что он имел в виду под укреплением менеджмента, но источник, близкий к совету директоров "Шереметьево", предполагает, что речь идет о наделении и. о. гендиректора "Шереметьево" Евгения Бахтеева полномочиями полноценного гендиректора. По положению о выигранном "Альфой" конкурсе функции единоличного исполнительного органа МАШ может исполнять управляющая компания.
Но перспективы "Альфы" поучаствовать в проекте выглядят все более сомнительными. Фрадков уже заявил, что договор о передаче "Шереметьево" в управление "Альфа-групп" будет подписан при условии, что она возьмет в партнеры "Аэрофлот". И Левитин, и Жаров заявили "Ведомостям", что, по их сведениям, "[эти] хозяйствующие субъекты пока не договорились".
"Похоже, "Альфа-групп" окончательно отодвинули от управления "Шереметьево", — говорит аналитик ОФГ Елена Сахнова. — Иначе такие серьезные вопросы, как реконструкция "Шереметьево-2", согласовали бы с будущей управляющей компанией". Гендиректор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский говорит, что с его компанией ничего не согласовывали. А президент "Альфа-групп" Михаил Фридман, кажется, поставил крест на проекте: "Аэропорт — не наш профильный бизнес. Если наши менеджерские и финансовые таланты востребованы, мы готовы заниматься управлением. Если нет — мы умываем руки. Мы без претензий".
Источник материала "Ведомости".
Среда, 6 октября 2004, 10:43
|