Глава ФСФР Олег Вьюгин гордо сообщил иностранным инвесторам, что совокупная капитализация российских компаний превысила $200 млрд. Всего год назад Игорь Костиков, председатель прежнего фондового регулятора, радовался куда меньшей сумме. Впрочем, эксперты отмечают, что масса проблем российского рынка по-прежнему не решена.
Вьюгин рассказал инвесторам о достижениях российского фондового рынка в Вашингтоне. Он отметил, что совокупная капитализация российских компаний превысила $200 млрд, а дневной оборот торгов их акциями на международных рынках составляет $3-4 млрд. По данным РТС, планка в $200 млрд была покорена еще в августе, сейчас все публичные российские компании стоят уже почти $250 млрд.
"Для развивающихся рынков это очень приличная цифра, — отмечает директор отдела Dresdner Kleinwort Wasserstein Роман Кириндасов. — По этому показателю Россия выглядит привлекательнее Польши, Венгрии и Чехии, не говоря уже о других странах Восточной Европы".
О превращении российского рынка "из игрушечного, маленького в реальный" еще год назад говорил председатель упраздненной ФКЦБ Игорь Костиков. Капитализация отечественных компаний составляла тогда $165 млрд. Главный регулятор гордился Россией, которая обогнала по этому показателю большинство развивающихся стран и даже некоторые развитые. Кроме высокой капитализации Костиков радовался росту ее отношения к ВВП и повышению активности внутренних инвесторов. Однако эксперты не разделили оптимизм регулятора, отметив, что качественных изменений фондового рынка почти нет.
Не слишком впечатляют их и новые рекорды. Замначальника управления корпоративных финансов МДМ-банка Сергея Огороднова беспокоит слабая диверсификация российской экономики и фондового рынка: "Подавляющую долю [на нем] занимают сырьевые компании, и при высоких ценах на нефть их позиции только крепнут". По данным РТС, на нефтяные компании и "Газпром" приходится более 60% рынка.
Такая структура сдерживает приток международных инвесторов, считает Огороднов. Ведь многие западные фонды ориентируются на фондовые индексы, поясняет он, а вкладывать средства в соответствии с российскими индексами бессмысленно. "В этом случае инвестор покупает 70% нефти, 20% энергетики и только 10% всего остального, — подчеркивает Огороднов. — Проще купить акции нескольких нефтегазовых компаний". Чтобы заинтересовать индексные фонды, дисбаланс надо устранить, а для этого необходимо вывести на рынок несколько десятков компаний несырьевого сектора, размышляет он. Публичные размещения акций в России пока провели единицы — "РБК — Информационные системы", "Иркут" и "Калина" Между тем управляющий директор "ЦентрИнвест Груп" Дэн Рапопорт сомневается, что выход на рынок новых компаний существенно увеличит его капитализацию. "Львиная доля приходится на 20 "голубых фишек", — отмечает он. — В основном это старые советские динозавры, и таких больше не будет". Рапопорт делает ставку на расширение круга инвесторов, причем не иностранных, а местных. Иностранцы, указывает он, очень много потеряли на "ЮКОСе" и теперь побаиваются инвестировать в Россию. По оценке Рапопорта, только Fidelity и Capital International — одни из крупнейших в мире управляющих компаний вложили в акции опальной нефтяной компании порядка $5 млрд.
Котировки российских бумаг, по оценке экспертов, сейчас растут в основном за счет внутреннего спроса. "Раньше Россия была бедна деньгами, но богата активами. Теперь это меняется", — отмечает Рапопорт. Порядка 50% акций "Иркута", по словам Огороднова, приобрели российские инвесторы. А Кириндасов из DKW полагает, что лимиты увеличат и иностранцы: "Сначала они будут покупать бумаги крупнейших российских компаний, а впоследствии, возможно, переключатся и на второй эшелон".
Вьюгину о болезнях отечественного фондового рынка напоминать не нужно. Он признает, что в России нет долгосрочных консервативных инвесторов, а местные компании не слишком торопятся выйти на рынок. Кроме того, добавляет Вьюгин, есть ряд технических проблем в торговле российскими акциями, например неразвитая инфраструктура и отсутствие рынка деривативов
Источник материала "Ведомости".
Среда, 6 октября 2004, 13:45
|