В комитете Совета Федерации по промышленной политике разработана революционная концепция реформы отрасли связи в России. В ней предлагается отменить тарифное регулирование, отказаться от отраслевого лицензирования и централизованного распределения номерной емкости, а Мининформсвязи упразднить за ненадобностью. Участники и эксперты рынка сходятся во мнении, что сенаторы слишком поторопились.
Как заявил "Ведомостям" председатель комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников, все существовавшие до этого в отрасли концепции были "непоследовательны, половинчаты и основаны на неадекватных и устаревших представлениях". Сегодня члены специально созданной при комитете рабочей группы намерены разослать в Госдуму, правительство и администрацию президента свою концепцию реформирования отрасли.
Некоторые из положений этого документа, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", выглядят весьма революционными. В частности, авторы концепции предлагают отменить лицензирование услуг связи, которое "тормозит научно-технический прогресс в отрасли и препятствует развитию конкуренции". Взамен предложено ввести "систему обеспечения минимального уровня безопасности", предусматривающую "техническое и информационное регулирование" рынка.
По мнению авторов концепции, номера не являются дефицитом, так что регулирование этого ресурса государством — дополнительный рычаг давления на предприятия связи. В новых сетях связи право распределения ресурса нумерации должно принадлежать владельцам этих сетей, а в уже существующей сети общего пользования — саморегулируемой организации, которая представляла бы интересы всех использующих эту сеть операторов.
Отменить предлагается и регулирование тарифов. По мнению сенаторов, отсутствие свободных рыночных цен мешает оценить реальную экономическую эффективность многих предприятий связи. Деятельность отрасли жестко регламентируется отраслевым министерством, поэтому разработчики предлагают "устранить специализированный отраслевой регулятор и строить деятельность отрасли на основе общих правил".
В самом Мининформсвязи концепцию считают выражением частного мнения экспертов комитета Совета Федерации по промышленной политике, а не официальной позицией верхней палаты парламента. По мнению руководителя департамента правового обеспечения министерства Михаила Якушева, авторы предложений недостаточно разбираются в специфике оказания услуг связи.
"Можно сокращать объемы лицензирования и технического регулирования, но для этого необходимо разумное обоснование, и одно нельзя заменять другим", — уверен Якушев. В министерстве также удивлены предложением ликвидировать отраслевой регулятор, отмечая, что такого регулятора и сейчас не существует, а функции регулирования разделены между Мининформсвязи, Россвязью и Россвязьнадзором.
Правомерной в министерстве считают лишь идею об отмене тарифного регулирования. "Единственное основание для продолжения тарифного регулирования — необходимость обеспечить услугами связи малообеспеченные слои населения", — заявил Якушев "Ведомостям".
Участники рынка предпочли вчера не высказывать свое отношение к предложениям сенаторов. "С нашей компанией этот текст не обсуждался, мы ничего не можем сказать по его сути", — заявили в пресс-службе МТС. Не предложили поучаствовать в разработке документа и компаниям холдинга "Связьинвест". "В настоящее время говорить о реформе отрасли связи неактуально, — считает директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов. — Недавно принят новый закон "О связи", и сейчас активно прорабатываются нормативные акты, которые позволят эффективно применять его на практике". К тому же реформирование отрасли без учета мнения Мининформсвязи в "Связьинвесте" считают невозможным. А исполнительный директор Ассоциации GSM Вячеслав Афанасьев отмечает, что "отмена регуляции в отрасли сейчас может только вызвать хаос". При распределении нумерации можно применять рыночные механизмы, "но делать это надо крайне осторожно", говорит он.
Аналитики считают предложения сенаторов излишне поспешными. "Либерализация отрасли намечена только на 2007 г., и спешить с ней преждевременно", — говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Ольга Жилинская. Либерализовать рынок, по ее мнению, было бы разумнее после приватизации "Связьинвеста", ведь за акции компании-монополиста государство сможет выручить больше денег.
"Если сделать все предложенное [сенаторами] прямо сейчас, из этого не выйдет ничего хорошего, — соглашается старший аналитик "УралСиба" Константин Чернышев. — Действующую законодательную систему надо совершенствовать, но столь радикальные шаги не принесут ничего, кроме новой волны проблем в отрасли". Правда, считает аналитик "ФИНАМа" Олег Шенкер, некоторые из высказанных идей могли бы сделать рынок связи более сбалансированным. В частности, отмена тарифного регулирования позволила бы традиционным операторам приблизиться по уровню развития к своим коллегам из альтернативного сектора. Хотя непонятно, как в таком случае сделать услуги связи доступными для всех граждан, говорит Шенкер.
Аналитик МДМ-банка Сергей Резник считает, что новая инициатива сенаторов — это "больше популизм, чем реально реализуемые вещи". "Ценообразование [на услуги связи] и так свободно везде, где можно, — указывает он. — Но монополисту, который контролирует 90% рынка, нельзя отпускать тарифы". Концепция представляется ему "инструментом торговли, который используется перед приватизацией "Связьинвеста".
Источник материала "Ведомости".
Вторник, 12 октября 2004, 10:26
|