Российские нефтяники от рекордных цен на нефть получают меньше выгод, чем их зарубежные коллеги. Сейчас разница между сортом Brent и российской нефтью марки Urals достигла $8 за баррель — рекордный разрыв за последние 10 лет.
В понедельник стоимость ноябрьских фьючерсов на эталонный сорт Brent на Лондонской бирже впервые перешагнула $50 за баррель (вчера цена составила $50,43). В США полтинник пройден уже давно.
А вот доходы российских нефтяников и бюджета растут не столь стремительно. Дело в том, что отечественная нефть марки Urals стоит дешевле (вчера — $43,82 за баррель по данным Reuters), причем разрыв в ценах, как отмечает в своем отчете аналитик Альфа-банка Кристофер Уифер, в последнее время заметно увеличился (см. график). Позавчера разница в цене этих двух сортов нефти установила десятилетний рекорд — $8 за баррель. Средний за последние 10 лет спрэд между Brent и Urals, по расчету Уифера, составлял $1,3 за баррель.
Если бы цена Urals не отдалилась от Brent, Россия получила бы на $3 млрд больше: $2,4 млрд — федеральный бюджет и $600 млн — нефтяные компании, пишет Уифер. Всего, по его оценке, в 2004 г. Россия заработает на экспорте сырой нефти $55 млрд.
Впрочем, это "теоретические потери", подчеркивает аналитик. Он уверен, что разница в цене двух сортов нефти не сохранится долго: существенный разрыв, как правило, не держится дольше одного-двух кварталов, так что к началу 2005 г. цены снова могут сблизиться. "Но с таким разрывом полностью сократить разницу понадобится больше времени… Это показывает, как неустойчивы доходы от российского нефтяного экспорта", — резюмирует Уифер, отмечая несколько причин возросшего дисконта.
Это прежде всего то, что российская нефть продается в основном в Европу — при том что большую часть возросшего спроса на нефть обеспечивают Северная Америка и Азия, где и цены выше. К тому же на европейские рынки поступает более качественная, чем российская, ближневосточная нефть.
Спрос на Urals падает и из-за ужесточения экологических требований, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов. По его словам, европейские НПЗ требуют менее сернистую нефть, а ее в Европу сейчас поставляют ОАЭ и Ирак. "По сернистости она похожа на Urals, но эта нефть легче, ее качество выше", — объясняет Милов. "Миру нужно больше легкой нефти", — соглашается аналитик Energy Intelligence Дэвид Нэпп.
В нефтяном агентстве Argus увеличение спрэда Urals к маркерным сортам считают закономерным. Причина в слишком большом предложении на европейском рынке сернистых нефтей, за счет которых ОПЕК в последние месяцы наращивает производство. Из членов картеля, полагают в Argus, увеличить предложение низкосернистой нефти могла бы Нигерия, но там сейчас забастовка.
А менеджер крупной российской нефтяной компании убежден, что Россия сама "заваливает" свой рынок. По его мнению, если цена Brent зависит не только от спроса и предложения, но и подвержена спекулятивным факторам, то Urals имеет жесткий потолок спроса в Европе. Между тем неожиданное резкое увеличение поставок из Приморска придавило цены сначала в Роттердаме, а затем — в результате арбитражных поставок — и в Средиземноморье. "Добило рынок сернистой нефти увеличение ее производства в Ираке", — говорит собеседник "Ведомостей". По мнению нефтяника, переломить эту тенденцию Россия может только за счет выхода на нетрадиционные для нее рынки Северной Америки и Юго-Восточной Азии.
Представитель другой крупной компании соглашается с тем, что выход на новые рынки может улучшить ситуацию, но "не кардинально". Он добавляет, что, если мировые цены пойдут вниз, спрэд пропорционально не сократится и еще долго будет большим. А Милов полагает, что вскоре цена Urals, который мало торгуется на биржах, "подрастет" вслед за индикативными, биржевыми. "Это всегда происходит с некоторым запозданием, после биржевого прыжка. Ведь разница между фактическими качествами Brent и Urals не столь высока, она тянет всего на $2-3 за баррель", — поясняет он.
Источник материала "Ведомости".
Среда, 13 октября 2004, 11:34
|