Россия хочет быть для Китая больше чем источником дешевого топлива. У делегации из Москвы будет два дня, чтобы убедить Пекин вложить за шесть лет $12 млрд в совместные неэнергетические проекты. В качестве разменной монеты россияне готовы обещать китайцам стабильные поставки нефти, газа, электричества и металлов.
Сегодня и завтра делегация российских чиновников и бизнесменов во главе с президентом Владимиром Путиным будет определять параметры экономического сотрудничества с Китаем. Накануне в интервью китайским СМИ российский лидер назвал "реалистичной целью" увеличение товарооборота с Китаем "в среднесрочной перспективе" до $60 млрд. В январе — августе 2004 г. оборот между Россией и Китаем составил, по данным Минэкономразвития, $12,9 млрд, при этом российский экспорт превысил импорт на $3,4 млрд. Но Путин хотел бы поменять структуру поставок — развивать сотрудничество "в высокотехнологичных сферах". Российскому президенту хочется, чтобы именно в них "прежде всего" пошли $12 млрд, которые Китай собирается инвестировать в российскую экономику до 2020 г.
Однако, напоминает руководитель российско-китайского центра экономического сотрудничества Сергей Санакоев, китайцы готовы вкладывать деньги в Россию при условии защиты своих инвестиций. Высокопоставленный источник в Кремле говорит, что китайские партнеры не пояснили, "о каких именно [необходимых им] гарантиях идет речь", но обсуждают возможность сделать все вложения уже до 2010 г.
Пока же Москва представит Пекину обширный перечень топливных проектов. По словам чиновника Белого дома, на уровне премьеров страны уже договорились о строительстве ответвления на Китай от проектируемого нефтепровода Тайшет — Находка — оно начнется от Сковородино (Амурская область). Руководитель экспертного управления администрации российского президента Аркадий Дворкович говорит, что в подготовленных к нынешнему визиту документах вопрос о трубе прямо не значится, но его может поднять китайская сторона. Санакоев уверен, что это "непременно" случится. В проекте двустороннего плана действий на 2005-2008 гг., говорит Дворкович, упомянут "без конкретики" и другой актуальный для Китая вопрос — разработка Ковыктинского газового месторождения. Газ с этого месторождения, запасы которого оцениваются в 2,13 трлн куб. м, предполагается поставлять в Китай и Корею. В ноябре 2003 г. крупнейшая нефтяная госкомпания, CNPC, заявила о намерении приобрести 25% "РУСИА Петролеум", компании — оператора Ковыктинского месторождения.
Российские "Комплексные энергетические системы" (КЭС, контролируются принадлежащей Виктору Вексельбергу компанией "Ренова") хотели бы поставлять в Китай электроэнергию. По словам источника в КЭС, проект стоимостью $1,4-1,8 млрд предусматривает строительство за три-четыре года ЛЭП и поставки из Сибири 18 млрд кВт ч электроэнергии ежегодно в течение 25 лет. По словам источника в РАО ЕЭС, сейчас в Китай идут "крайне незначительные" поставки электроэнергии из приграничных территорий, а предложений об их увеличении от китайцев не поступало. Сотрудник КЭС говорит, что его компания предложила создать для строительства и эксплуатации ЛЭП международный холдинг, где Россия и Китай получили бы по 15%, а 70% купили бы "на конкурсе иностранные инвесторы". Возможный объем поставок, напоминает Сергей Суверов из "Атона", сопоставим со всем нынешним экспортом электроэнергии РАО ЕЭС.
"Газпром" планирует подписать "рамочное соглашение" о стратегическом сотрудничестве с Китайской национальной нефтегазовой компанией (CNPC), говорит торгпред России в Китае Сергей Цыплаков. Источник в "Газпроме" отмечает, что "конкретики" в документе не будет. "В последнее время отношения "Газпрома" с Китаем складывались не очень удачно, в частности, нас не пустили к строительству транскитайского газопровода Запад — Восток", — напоминает он. Цыплаков говорит, что соглашение позволит российскому монополисту продавать газ и строить подземные хранилища топлива в Китае — это станет "компенсацией" за неудавшийся проект с трубой. "Евразхолдинг", президент которого Александр Абрамов также приехал в Китай, интересуется инвестициями в металлургические предприятия. Вице-премьер Госсовета КНР У И в сентябре поддержала вложения компании в небольшие предприятия на севере Китая. А совладелец "Базового элемента" Олег Дерипаска, по словам знакомого с программой визита российского источника, предложит китайцам вложить $1 млрд в СП по производству алюминия в Иркутской области. Впрочем, отмечает Санакоев, "если китайцы и согласятся строить СП, то скорее у себя: у них есть сырье и дешевая рабочая сила, а в случае наращивания поставок электроэнергии им не понадобится и [закупать] дешевое российское электричество [в Москве]".
"Китай — перспективный рынок для [поставок энергоресурсов из] России: стремительно растет потребление нефти, увеличивается потребность в газе, при этом Пекин заинтересован в сокращении поставок [топлива] из нестабильных регионов Ближнего Востока, а Москва — в диверсификации экспорта по странам", — резюмирует эксперт "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. По словам Путина, "нет никаких проблем ни политического, ни идеологического, ни экономического характера, которые мешали бы нам [с Китаем] развивать отношения в энергетической сфере". Однако, напоминает эксперт Института Дальнего Востока, бывший советник посла России в Китае Виктор Барышников, пока реальные экономические отношения с Пекином отстают от политических заявлений и основной объем поставок — военно-техническая продукция. "Прорывом", по его мнению, стало бы строительство нефтепровода. Но накануне визита российские чиновники ничего не обещали китайским коллегам. По словам Путина, Россия собирается "развивать восточные территории России, территории Дальнего Востока" и "осуществлять там крупные инфраструктурные проекты", исходя из "наших национальных интересов". "Но мы учитываем и интересы наших партнеров", — обнадежил президент.
Источник материала "Ведомости".
Четверг, 14 октября 2004, 13:18
|